«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
»

г. Санкт-Петербург
 Чернышевская
 ул. Чайковского, 13, литера А
 
 +7 (812) 272-26-94

Экологическая экспертиза

В современном обществе уделяется большое значение вопросам повышения эффективности экологического контроля, среди которых важная ниша отводится соблюдению природоохранных правил, требований и норм на любом этапе реализации проекта.

Именно поэтому, обязательным пунктом при разработке проектной документации для любого объекта или предприятия является учет основных принципов деятельности, базовых технических и технологических решений. На стадии расчета проектной документации необходимо оценить возможное воздействие планируемой деятельности на окружающие природные экосистемы и разработать условия максимального снижения негативных факторов этого воздействия.

Основные нормы проведения экологической экспертизы:

  • исключение потенциальной экологической опасности предполагаемой деятельности;
  • проведение государственной ЭЭ перед разрешением ввода объекта в эксплуатацию;
  • комплексная оценка воздействия деятельности предприятия или объекта на окружающую среду;
  • независимый состав экологических экспертов при проведении экспертизы;
  • научное обоснование, объективность, учет норм действующего законодательства при составлении заключений экспертизы;
  • участие представителей общественных экологических объединений в экспертизе;
  • ответственность экспертов за качество экспертизы.

Сегодня государственная экологическая экспертиза в России осуществляется уполномоченным органом, который называется «Отделом экологической экспертизы» при Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору и ее территориальных органах, имеющих эксклюзивное право на проведение государственной экологической экспертизы и выдачу соответствующего заключения.

По требованию общественности, по инициативе общественных экологических организаций и органов местного самоуправления возможно проведение общественной ЭЭ. Лицензирование этого вида деятельности должно быть отражено в Уставе объединения-инициатора экологической экспертизы.

Цели экологической экспертизы:

  • выявление степени соответствия предполагаемой деятельности установленным нормам, правилам, федеративным правовым актам, регламентирующим вопросы охраны природы;
  • выявление объективности предполагаемых размеров антропогенного воздействия на окружающую среду в результате намечаемой деятельности;
  • выявление степени экологической допустимости при осуществлении намечаемой деятельности;
  • выявление степени достаточности предусмотренных мер по сохранению экосистем региона и природного потенциала в целом.

Объекты экологической экспертизы

Среди объектов федерального уровня, чья деятельность требует обязательной ЭЭ можно отметить:

  • нормативные и ненормативные проекты федеральных правовых актов, реализация которых может привести к негативным последствиям для природной среды;
  • проекты целевых федеральных научно-технических, социально-экономических и других программ, реализация которых может привести к негативным последствиям для окружающей среды;
  • проекты федеральных генеральных планов по развитию территорий, созданию свободных эко зон и территорий со специальным режимом природопользования и организации хозяйственной деятельности;
  • федеральные инвестиционные программы, проекты развития и схемы размещения производительных сил, отдельных отраслей промышленности и народного хозяйства;
  • проекты инвестиционных межгосударственных программ с участием РФ;
  • обоснование лицензии на осуществление какого-либо вида деятельности, способного оказать негативное воздействие на экосистемы в регионе и окружающую среду в целом;
  • технико-экономическое обоснование и расчеты, рабочие проекты на расширение и строительство, реконструкцию и техническое переоснащение действующих предприятий;
  • документация на перепрофилирование, консервацию и ликвидацию действующих предприятий, производств и цехов, промышленных объектов, чье влияние на окружающую среду может быть негативным;
  • документация, которая обосновывает соглашение о разделе продукции и концессионный договор и прочие документы, которые предусматривают использование природных ресурсов;
  • документация, разрешающая внедрение новых технологий, установку нового оборудования и использования веществ, которые представляют потенциальную угрозу природной среде.

Экологическая экспертиза проводится в рамках закона «Об экологической экспертизе» 2007г. с учетом поправок 2008 г. Начало даты проведения экологической экспертизы назначается не позднее 30-дневного срока после поступления оплаты за ее проведение. Сроки проведения зависят от сложности объекта, природных особенностей территории, экологического состояния района, где планируется хозяйственная и иная деятельность, они не должны превышать 6 месяцев.

После определения сроков, для проведения экологической экспертизы создается специальная комиссия, в состав которой входят высококвалифицированные специалисты. В государственную комиссию не могут входить представители заказчика, разработчики материалов, представленных на рассмотрение, граждане, состоящие в трудовых отношениях с заказчиком или его представителями.

Во время работы экспертной комиссии заслушивается отчет разработчиков материалов, представленных на экспертизу, определяется направление работы экспертов, утверждаются сроки и календарный план. При необходимости организуется выезд экспертной группы на заявленное место реализации проекта. В последующем разрабатываются индивидуальные экспертные заключения, основанные на основании работы с материалами, которые обсуждаются на совещаниях групп и формируются в групповое заключение. На основании группового заключения составляется проект сводного заключения Все заседания экспертов оформляются протоколами.

Экспертное заключение

В результате работы экспертной комиссии составляется сводное заключение, которое в обязательном порядке содержит:

  • перечень и краткое содержание документов, прошедших экспертизу материалов;
  • предложения и рекомендации, возникшие в ходе анализа и оценки представленных материалов;
  • выводы экспертной комиссии о возможных рисках негативного воздействия планируемой деятельности на экосистемы в регионе и окружающую среду в целом, о возможности реализации проекта - объекта экспертизы.

Государственная ЭЭ может носить положительный или отрицательный характер. Без положительного заключения невозможно финансирование и реализация проекта, подвергнутого экспертизе. Заключение экспертной комиссии имеет юридическую силу на весь срок, определенный Федеральной службой по экологическому, техническому и атомному надзору.

Сводное заключение должно быть поддержано большинством экспертов — членов экспертной комиссии (не менее 2/3) и подписано всеми членами. При несогласии отдельных экспертов с выводами сводного заключения дополнительно подготавливается раздел «особое мнение», в котором описываются доводы и резоны экспертов, отличные от основных мнений.

После регистрации в Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору заключение приобретает юридический статус. Заключение теряет юридически-правовой статус при любых изменениях в проектной и другой документации, внесенных после проведения экспертизы, составлении заключения и его официальной регистрации. Также заключение признается недействительным, если объект был реализован с отклонениями от проекта и документации, прошедшими экспертизу. Заключение государственной ЭЭ может быть оспорено только в судебном порядке и только в рамках федерального законодательства.

В заключение следует отметить: оценка рисков появления негативных экологических последствий на стадии проектирования объекта, поиск компромиссных вариантов решений на стадии расчетов и составления документации более эффективны, чем мероприятия, направленные на устранение неблагоприятных ситуаций, сложившихся из-за неверно принятых решений.