«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
»

г. Санкт-Петербург
 Чернышевская
 ул. Чайковского, 13, литера А
 
 +7 (812) 272-26-94

2.2. Основные результаты деятельности и мероприятия по улучшению приоритетных санитарно-эпидемиологических и социальных факторов, формирующих негативные тенденции в состоянии здоровья населения в Ленинградской области

 

Надзор за условиями воспитания, обучения и отдыха детей и подростков.

 

В 2013 году специалистами Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области было проверено 1204 объектов детских и подростковых учреждений (2012 г. - 1180), что составляет 60,8% (2012-58,5%) от общего количества объектов детских и подростковых учреждений, находящихся на надзоре в Управление.

Из общего количества проведенных в 2013 году 1541 проверки (2012 г. - 1537 проверок), 60% - плановые выездные проверки и 40% - составили внеплановые выездные проверки.

Анализ применения мер административного воздействия в отношении объектов детских и подростковых учреждений свидетельствует об усилении надзора и использовании в практической деятельности службы действенных мер воздействия.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий за детскими и подростковыми учреждениями в 2013 году за выявленные нарушения санитарного законодательства было вынесено 1303 постановления о назначении административного наказания (2012 год- 1312 постановлений) на общую сумму наложенных административных штрафов - 5 946 800 рублей, (2012- 4 419 700 рублей).

В целом за 2013 год, включая период летней оздоровительной кампании 2013 года и осеннее - зимних каникул специалистами Управления на руководителей и должностных лиц учреждений отдыха и оздоровления детей и подростков наложено 519 штрафов, что составляет 39,8% от общего количества штрафов по детским и подростковым учреждениями, на руководителей и должностных лиц дошкольных учреждениях - 323 штрафа, что составляет 24,8% от общего количества. На юридические лица и руководителей общеобразовательных учреждений наложено 287 штрафов, что составляет 22,0 % от общего числа наложенных штрафов.

Основной задачей Управления в период подготовки и проведения летнего отдыха является осуществление действенного санитарно-эпидемиологического надзора за подготовкой, открытием и эксплуатацией летних детских оздоровительных учреждений.

Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 марта 2011 года №80 при активном участии Управления была разработана и утверждена долгосрочная целевая программа «Дети Ленинградской области» на 2011- 2013, одной из подпрограмм которой является «Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи в Ленинградской области на 2011-2013 годы».

Во всех муниципальных образованиях Ленинградской области были приняты Постановления глав администраций МО и имелись действующие муниципальные программы по организации и проведению летней оздоровительной кампании 2013 года и созданы районные межведомственные комиссии по организации летнего отдыха в 2013 году.

За летний период межведомственной координационной комиссией Правительства Ленинградской области с участием специалистов Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области проведены выездные заседания в 9 Муниципальных образованиях по проверке работы администрации Муниципальных образований в части организации летней оздоровительной работы. Обследовано 97 летних оздоровительных учреждения различных типов и видов.

На базе Управления 18.04.2013 со специалистами территориальных отделов Управления было проведено расширенное совещание по вопросам организации и порядке проведения контроля за летней оздоровительной кампанией 2012 года.

Управлением совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» в период подготовки к ЛОК 2013 года издан Приказ № 90/146 от 25.04.2013 года «Об организации и порядке проведения контроля за летней оздоровительной кампанией 2013 года».

В летнюю оздоровительную кампанию 2013 года на организацию мероприятий по оздоровлению, отдыху и занятости детей и подростков, по уточненным данным Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, израсходовано 916 894,2 тыс. руб. (в 2012 году - 8501 15,3 тыс. руб.), что на 66 778,92 тыс. руб. больше предыдущего года (табл. 2.2.1.).

Таблица 2.2.1.

Источники и объёмы финансирования мероприятий по оздоровлению, отдыху и
занятости детей и подростков в период летней оздоровительной кампании 2013 года

Источники финансирования

Объемы

финансирования, тыс. руб.

всего, в том числе:

916 894,2

из федерального бюджета

48533,0

из бюджета субъекта Российской Федерации

369 016,6

из бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов)

250 738,64

из средств предприятий, профсоюзных организаций, спонсоров и за счет средств родителей

64500,0

за счет средств родителей

248 605,98

 
 

Объем финансовых средств консолидированного бюджета субъекта, выделенных на организацию летнего отдыха и оздоровления, составляет 668288.24 тыс. рублей (48533,0 тыс. рублей - федеральный бюджет, 369016,6 тыс. рублей - бюджет Ленинградской области, 250738,64 тыс. рублей - бюджет муниципальных образований). Дополнительно привлечено средства спонсоров, работодателей и родителей.

По итогам летней оздоровительной кампании 2012 года специалистами Управления были разработаны и отправлены во все заинтересованные ведомства и администрации муниципальных образований предложения по улучшению материально-технической базы ЛОУ и проведению в них комплекса санитарно- гигиенических мероприятий, было составлено 545 планов-заданий с общим количеством мероприятий 3758, из которых было выполнено 100 % мероприятий планов-заданий.

В целом за 2013 год, включая период летней оздоровительной кампании 2013 года и осеннее - зимних каникул специалистами Управления было проведено 830 обследований детских оздоровительных учреждений, из них с применением лабораторных исследований - 632 обследования (76,1%), было вынесено 519 постановлений о наложении штрафа (2012- 534), на общую сумму 1760300 рублей, что в 1,3 раза больше, чем в ЛОК 2012 году (2012 - 1327400 рублей).

По предписанию специалистов Управления было отстранено от работы восемь сотрудников загородных оздоровительных учреждений по причине несвоевременного прохождения медицинского осмотра и отсутствие медицинских книжек установленного образца.

На территории Ленинградской области в летнюю оздоровительную кампанию 2013 года функционировало 658 летних оздоровительных учреждений (ЛОУ), в том числе 86 стационарных загородных учреждений с общим количеством детей школьного возраста отдохнувших за лето- 92256 детей и подростков.

При проведении оценки эффективности оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях в летнюю оздоровительную кампанию 2013 года установлено, что выраженный оздоровительный эффект получили 81923 ребенка (88,8%), слабый оздоровительный эффект 9420 детей (10,2%), отсутствие оздоровительного эффекта 913 детей (1%).

По итогам проведения летней оздоровительной кампании 2013 года на территории Ленинградской области в сравнении с ЛОК 2012 года отмечается увеличение выраженного оздоровительного эффекта (на 2,6%) и снижение удельного веса детей и подростков, у которых отсутствует оздоровительный эффект (на 1,1%) (рис. 2.2.1.).

 

 

Однако в сравнении со среднероссийскими показателями выраженный оздоровительный эффект по итогам ЛОК 2013 года недостаточный и меньше среднероссийского показателя на 0,4% (РФ 90,2%).

В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования» в части достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3-х до 7-и лет в Ленинградской области, разработана региональная Поэтапная программа («дорожная карта») по ликвидации очередности в дошкольные учреждения для детей от 3-х до 7-и лет.

Управлением осуществляется ежемесячный мониторинг за количеством дошкольных организаций и количеством детей нуждающихся в посещении детских садов, в течение года направлялись письма и запросы в Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области о принятии Правительством Ленинградской области и комитетом мер по ликвидации очередности в дошкольных организациях области о принятии мер по развитию вариантных форм дошкольного образования, в т.ч. развитие негосударственного сектора дошкольного образования, включающее мероприятия по реализации мер государственной поддержки негосударственных дошкольных учреждений.

В июле 2013 года специалисты Управления приняли участие в совещании Губернатора Ленинградской области по вопросам поддержки и привлечения малого и среднего предпринимательства по оказанию услуг в сфере дошкольного образования.

В сентябре 2013 года Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области совместно с Комитетом малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области проведен семинар по вопросам открытия частных дошкольных образовательных организаций для лиц, оказывающих и (или) планирующих оказывать услуги в сфере дошкольного образования, на котором представлен доклад специалиста Управления по введению СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» применительно к негосударственным дошкольным образовательным организациям области.

За 2013 год открыто два частных дошкольных образовательных учреждений: Всеволожский район 1 ДО - негосударственное образовательное учреждение «Умный мир» д. Кудрово на 90 мест и Тихвинский район 1 ДО - негосударственное образовательное учреждение ООО «МиРо» в г. Тихвин на 11 мест.

По итогам 2013 года произошло увеличение объектов дошкольных организаций за счет вновь построенных, возврата с проведением капитального ремонта и реконструкции, а также после передачи детских садиков от Министерства Обороны. После капитального ремонта открылось 4 детских сада: в Лужском районе (МБДОУ «Детский сад «Лесное» на 150 мест г. Луга и МБДОУ «Детский сад на 20 мест г. Луга), во Всеволожском районе (МБДОУ в п. Агалатово на 140 мест и п. Ваганово на 80 мест).

В Ленинградской области реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие  дошкольного образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы», утвержденная постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2010 года № 365 (с изменениями).

Постановлением Правительства Ленинградской области от 25 декабря 2013 г. №499 внесены изменения долгосрочную целевую программу «Развитие дошкольного образования в Ленинградской области на 2011-2013 годы».

За 2013 года введены в эксплуатацию вновь построенные шесть дошкольных

образовательных учреждений:

  • Гатчинский район - 1 ДО: детский сад в г. Гатчина Западный строительный

район, квартал V ул. Слепнева на 280 мест.

  • Всеволожский район - 2 ДО: детский сад в г. Сертолово на 280 мест; МДОБУ

«ДСКВ №12» в п. Романовка на 12 мест.

  • Лодейнопольский район - 1 ДО: детский сад в г. Лодейное поле на 140 мест.
  • Тосненский район - 1 ДО: детский сад, в г. Тосно на 280 мест.
  • Волосовский район - 1 ДО: детский сад в г. Волосово на 140 мест.

На сегодняшний день продолжается строительство 5-ти детских садов: детского сада в г. Шлиссельбурге на 240 мест; детского сада, г. Гатчина на 140 мест; строительство детского сада г. Сертолово, Всеволожский район на 140 мест, детского сада в г. Выборг на 220 мест; детского сада в п. Будогощь, Киришского района на 140 мест.

Для решения проблемы нехватки детских садов администрациями предпринимается комплекс мер по поддержке и развитию системы дошкольного образования. На территории Ленинградской области реализуется долгосрочная целевая программа от 27 декабря 2010 года № 365 «О долгосрочной целевой программе «Развитие дошкольного образования в Ленинградской области» на 2011-2013 годы» и в 5 районных муниципальных образованиях (Всеволожский, Кировский, Волховский, Тихвинский, Кингисеппский).

 

Атмосферный воздух

 

На территории Ленинградской области проводится планомерная работа по снижению негативного влияния выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

В связи с многочисленным поступлением жалоб населения на ухудшение качества атмосферного воздуха в микрорайоне «Аэродром» Гатчинского района Ленинградской области, с целью осуществления периодического лабораторного контроля за качеством атмосферного воздуха на данной территории, 27 декабря 2012 года Руководителем Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области издан Приказ № 288 «Об организации лабораторного контроля за факторами среды обитания при проведении социально-гигиенического мониторинга в 2013 году». В соответствии с данным Приказом в Гатчинском районе Ленинградской области дополнительно к имеющимся установлены два поста наблюдения в микрорайоне «Аэродром». Измерения проводятся с кратностью 1 раз в 2 недели по следующим веществам: азота диоксид, взвешенные вещества, сера диоксид, углерод оксид, бензол, дигидросульфид, диметилбензол, метилбензол. В течение 2013 года данного мониторинга было выполнено 408 исследований.

По результатам исследований содержание вышеуказанных загрязняющих веществ в атмосферном воздухе во всех точках не превышают предельно-допустимых концентраций, установленных гигиеническими нормативами ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно-допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест», ГН 2.1.6.1983-03 (с дополнениями) «Предельно­допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест».

Надзор за организацией санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов, являющихся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, продолжает оставаться одним из приоритетных направлений оперативной деятельности Управления.

В течение 2013 года выдано 149 санитарно-эпидемиологических заключений по проектам санитарно-защитных зон, в том числе установлен окончательный размер СЗЗ по результатам мониторинга для 36-ти предприятий. По состоянию на 01.01.2014 согласованный проект СЗЗ имеют 671 объекта. Количество населения, проживающего в границах санитарно-защитных зон, за отчетный период уменьшилось на 2,9 тыс. человек за счет сокращения размеров санитарно-защитных зон в результате проводимой реконструкции, перепрофилирования или объективного доказательства стабильного достижения предельно допустимого уровня техногенного воздействия объекта на границе СЗЗ (рис. 2.2.2).

 

 

За нарушения законодательства в области охраны атмосферного воздуха специалистами Управления в течение 2013 года вынесено 48 постановлений о наложении административного наказания на общую сумму 2367,5 тыс. руб. В суды направлено 37 дел о привлечении к административной ответственности за невыполнение предписаний должностных лиц, 11 материалов направлено в суды в целях приостановления деятельности предприятий и отдельных участков, где выявлялись нарушения санитарного законодательства.

В течение 2013 года Управлением и его территориальными отделами продолжалась работа по рассмотрению проектов документов территориального планирования и представлению предложений по их изменению. В соответствии с Порядком рассмотрения проектов документов территориального планирования в Ленинградской области, утвержденном постановлением Правительства Ленинградской области от 14 июля 2008 года № 204, комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области организовано рассмотрение на Градостроительном совете проектов генеральных планов поселений, направленных в Правительство Ленинградской области на согласование. Специалисты Управления принимают активное участие в заседаниях Градостроительного совета.

Из 203 поселений решения о подготовке проектов генеральных планов приняли решения администрации 187 поселений. Всего на заседаниях Градостроительного совета комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в 2013 году рассмотрен 87 проектов генеральных планов поселений и 8 проектов схем территориального планирования муниципальных районов.

Главам администраций муниципальных образований направлено 143 письма с информацией о размерах санитарно-защитных зон предприятий с целью отображения на графических материалах генеральных планов городских и сельских поселений границ СЗЗ.

 

Обращение с отходами

 

Учитывая многообразную и достаточно развитую промышленность и сельское хозяйство, транспортную инфраструктуру, высокую плотность населения Ленинградской области, расположение в её границах крупнейшего самостоятельного субъекта Федерации г. Санкт-Петербурга, проблема сбора, обезвреживания и утилизации отходов на территории области является одной из наиболее значимых с гигиенической точки зрения.

В 2013 году продолжался контроль за исполнением постановлений Главного Государственного санитарного врача РФ №45 и Главного Государственного санитарного врача Ленинградской области от 31.03.2008 №3 «О нарушениях санитарного законодательства при обращении с отходами производства и потребления.

В целях совершенствования работы по надзору за обращением с отходами производства и потребления Управление осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Правительством Ленинградской области, Администрациями Муниципальных образований Ленинградской области.

В 2013 году Управлением проведен комплекс надзорных, экспертных и организационных мероприятий, направленных на улучшение санитарно- эпидемиологической ситуации в районе размещения полигона токсичных отходов СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» (Тосненский район Ленинградской области). Проводились совещания с дирекцией полигона и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт- Петербурга, принимались участия в совещаниях в Аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе по вопросу лицензирования деятельности СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор».

В результате директором СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» и Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга разработаны и утверждены с необходимым объемом финансирования Планы мероприятий по развитию полигона на 2014-2015 гг.

Планами предусмотрена как разработка проектной документации с проведением соответствующих экспертиз, так и непосредственно строительство сооружений, приобретение систем автоматизированного контроля и оборудования для лаборатории. Предусмотрено проведение работ по комплексной оценке влияния полигона на качество окружающей среды и состояние здоровья населения. Отдельным пунктом Плана выделена реализация строительства на территории полигона экспериментального завода по переработке опасных отходов.

В январе 2014 года План утвержден Губернатором Санкт-Петербурга.

Принимая во внимание стратегическое значение СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» для двух субъектов Российской Федерации (г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области) и отсутствие альтернативных решений по переработке промышленных токсичных отходов на основе современных технологий, учитывая утвержденные Губернатором Санкт-Петербурга и генеральным директором СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» Планы мероприятий по развитию полигона на 2014-2015 гг., которые предусматривают эксплуатацию полигона в соответствии с национальными стандартами                              безопасности (как              экологическими, так               и санитарно-эпидемиологическими), а также результаты санитарно-эпидемиологической экспертизы материалов по эксплуатации СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор», выполненной ФГУП НИИ гигиены, профпатологии и экологии человека, Управлением переоформлено санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов 1 - IV классов опасности для СПбГУПП «Полигон «Красный Бор».

С целью своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, а также оперативного принятия мер в случае их неисполнения и адекватных управленческих решений с учетом реализации мероприятий, Управлением в адрес Полномочного представителя Президента Российской Федерации в СЗФО, Вице-губернатора Санкт-Петербурга и генерального директора СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» направлены предложения по организации и проведения ежеквартальных совещаний с отчетом Администрации города Санкт-Петербурга и дирекции СПб ГУПП «Полигон «Красный Бор» в присутствии контролирующих органов о реализации утвержденных Планов мероприятий по развитию полигона, строительстве экспериментального завода по переработке промышленных токсичных отходов и выполнении природоохранных мероприятий.

Губернатору Ленинградской области Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области в 2012 года были направлены предложения о необходимости принятия мер по разработки целевой программы по обращению с медицинскими отходами на территории области.

Комитетом по здравоохранению Ленинградской области в 2013 году была разработана и утверждена ведомственная целевая программа «Создание системы обращения с отходами медицинских организаций Ленинградской области в 2013 году». Однако, в связи с отсутствием

бюджетных ассигнований мероприятия, предусмотренные данной программой, выполнены не были.

По данным лечебно-профилактических организаций (ЛПО), в течение последних лет наблюдается рост образования медицинских отходов на территории Ленинградской области. При этом, ЛПО до настоящего времени не обеспечены современным оборудованием для уничтожения медицинских отходов, остается много ручных манипуляций со шприцами и иглами после проведения инъекций. Отсутствуют муниципальные программы по централизованному решению вопроса безопасного обращения с отходами ЛПО, не решен вопрос по сбору и утилизации медицинских отходов от медицинских учреждений частной системы здравоохранения.

В июне 2013 года на территории Ленинградской области стартовал пилотный международный проект   «Экологическая      утилизация       опасных отходов в трансграничном регионе». Партнерами проекта являются городское управление г. Кохтла-Ярве (Эстония), Ида-Вируская Центральная больница (Эстония), администрация МО «Сланцевский муниципальный район» Ленинградской области и Сланцевская региональная центральная больница. Целью проекта является снижение экологических рисков на приграничной территории юго-запада России и северо- востока Эстонии посредством обеспечения эффективной работы по сортировке, обезвреживанию и утилизации опасных медицинских отходов.

В адрес Губернатора Ленинградской области и вице-губернатора направлены письма с просьбой скоординировать действия муниципальных органов власти для принятия оптимальных решений по отработке системы сбора, транспортировки, хранения и переработки бытовых отходов. В соответствии с предложениями службы администрациями городских и сельских поселений откорректированы схемы санитарной очистки с учетом раздела, посвященного сбору отработанных компактных люминесцентных ламп.

На территории Ленинградской области разработана Концепция по обращению с отходами потребления. Концепцией определено размещение с учетом логистики сбора и транспортировки отходов строительство полигонов и мусороперерабатывающих заводов.

В течение 2013 года по инициативе территориальных отделов на заседаниях межведомственных комиссий и штабов заслушано 46 вопросов, касающихся организации системы планово-регулярной очистки населенных мест, 40 вопросов по обращению с отходами производства и потребления, по вопросам совершенствования системы сбора, хранения и утилизации отходов, разработки схем санитарной очистки поселений, приведения полигонов ТБО в должное санитарное состояние.

Кроме того, специалисты Управления и территориальных отделов приняли участие в работе межведомственных комиссий в рамках выполнения распоряжений глав администраций муниципальных районов «О проведении экологической акции «Чистые города и населённые пункты» в мае 2013 года.

Специалисты территориальных отделов Управления принимают активное участие в совместных проверках с органами местного самоуправления и органами прокуратуры по вопросам, касающимся обращения с отходами производства и потребления. За отчетный период проведено 58 совместных проверок с участием органов местного самоуправления, и органов прокуратуры. В ходе проведенных проверок в 38 случаях выявлены нарушения требований санитарного законодательства. В ходе совместных проверок выявлялись главным образом факты несвоевременного вывоза бытовых и строительных отходов с территории садоводств, многочисленные несанкционированные свалки мусора.

Проведена активная работа по согласованию схем санитарной очистки поселений. Всего для поселений области разработано 187 схем санитарной очистки, однако по результатам экспертизы многие схемы отклоняются от согласования, основной причиной является отсутствие раздела, посвященного сбору отработанных компактных люминесцентных ламп.

В течение 2013 году Управлением проведено 20 контрольно-надзорных мероприятий в отношении организаций занимающихся деятельностью по обращению с отходами, вследствие выявленных нарушений санитарного законодательства при обращении с отходами было вынесено 56 постановлений, в т.ч. 20 на юридических лиц, общая сумма штрафов составила 857 тыс. рублей, в 2012 году было вынесено 30 постановлений. В отношении других предприятий и организаций, за выявленные нарушения при обращении с отходами наложено 115 штрафов по ст.8.2 КоАП РФ, на общую сумму 3240 тыс. руб.