«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
»

г. Санкт-Петербург
 Чернышевская
 ул. Чайковского, 13, литера А
 
 +7 (812) 272-26-94

2.4. Основные результаты деятельности и мероприятия по улучшению показателей приоритетных заболеваний, обусловленных неблагоприятным воздействием факторов среды обитания

В части контроля качества питания: актуальной остаётся проблема заболеваемости, обусловленной дефицитом витаминов и микронутриентов, в том числе незаменимых микронутриентов. Отсутствие сбалансированного питания является одной из причин возникновения среди населения алиментарно-зависимых заболеваний.

Для решения вопросов, направленных на создание условий, обеспечивающих рациональное, здоровое питание и в целях предупреждения возникновения и распространения массовых инфекционных и не инфекционных (пищевых отравлений) заболеваний, недопущения попадания на потребительский рынок области некачественной пищевой продукции, специалистами Управления в 2012 году на заседаниях областного правительства, районных и городских администраций, в постоянные комиссии подготовлено и вынесено на рассмотрение 226 вопросов, наиболее значимыми из которых были:

О разработке механизмов экономической заинтересованности производителей в организации производства и наращивании объемов обогащенной микронутриентами продукции;

О санитарно-техническом состоянии предприятий, занятых производством рыбы, рыбных и морепродуктов и качестве рыбной продукции на потребительском рынке Ленинградской области;

О производстве и обороте алкогольной продукции и спиртсодержащих жидкостей, состоянии здоровья и смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя;

О ввозе, производстве и обороте БАД к пище и обеспечении населения Ленинградской области качественными БАД;

О ходе реализации Федерального закона №88 ФЗ от 12.06.2008 «Технический регламент па молоко и молочную продукцию» на территории Ленинградской области.

Об осуществлении контроля и надзора за качеством молока и молочной продукции, производителями на территории Ленинградской области;

Об осуществлении контроля и надзора за производством, ввозом и переработкой мяса и мясопродуктов на территории Ленинградской области;

О ходе реализации Соглашения таможенного союза по санитарным мерам на территории Ленинградской области.

Одним из направлений профилактики данных заболеваний является обогащение продуктов питания массового потребления витаминами и микронутриентами.

С целью снижения заболеваемости жителей Ленинградской области связанной с нарушениями в структуре питания и дефицитом микронутриентов было вынесено Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 05.07.2012 №10-П «О принятии мер по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов».

Приоритетными направлениями в данной деятельности является обогащение хлеба и хлебобулочных изделий как продуктов повседневного спроса, а также выработка молочной продукции с йодказеиновой добавкой и 100% обеспеченность населения йодированной солью. Количество предприятий, осуществляющих выпуск продукции, обогащенной микронутриентами и витаминами в отчетном году не изменилось.

Структура производителей обогащенной продукции за последние годы относительно стабильна, 50% обогащенной продукции производится предприятиями хлебобулочной промышленности.

С целью профилактики микронутриентной недостаточности на территории Ленинградской области 17 предприятиями (ОАО «Лужский хлебокомбинат», ОАО «Гатчинский хлебокомбинат», ООО «Аскания», ИП Яковлева, ОАО «Приозерский хлебокомбинат», ООО «Тихвинский хлебокомбинат», ЗАО «Киришский хлебокомбинат», ОАО «Галактика», ОАО «Петрогрупп - Отрадное», ЗАО «Агрокомплес Оредеж», ЗАО «Птицефабрика «Роскар», ЗАО «Птицефабрика «Приморская», ЗАО «Птицефабрика «Лаголово», ГП «Гипрорыбфлот - Экое», ЗАО «Птицефабрика «Синявинская», ООО «Лидер - Аква», ОАО «Волховхлеб») в 11 районах (Лужский, Гатчинский, Тосненский, Всеволожский, Приозерский, Тихвинский, Кировский, Выборгский, Ломоносовский, Кингисепский, Волховский) осуществляется выпуск продуктов, обогащенных витаминами и железом, из них 8 выпускают хлебобулочные изделия, 1 - молоко и молочные продукты, 1 - мягкие масла и спреды, 5 - яйцо, 1 - морепродукты, 1 - питьевую воду. Однако объем производства обогащенной продукции от общего объема производимых продуктов питания пока недостаточен и не обеспечивается потребности населения в полном объеме.

Управлением Роспотребнадзора по Ленинградской области в адрес Правительства Ленинградской области неоднократно направлялись письма о необходимости разработки и реализации эффективных мероприятий по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом витаминов и микронутриентов, путём разработки региональной целевой программы по здоровому питанию, улучшения структуры питания и, прежде всего, организованных групп  населения, включения в тендерную документацию на поставку продуктов питания для социально-значимых групп населения обязательного и приоритетного требования - поставка обогащенных пищевых продуктов.

Однако, несмотря на принимаемые Управлением меры, направленные на снижение заболеваний связанных с дефицитом микронутриентов, существенных изменений в решении данной проблемы не произошло.

В торговой сети области реализуется продукция, обогащенная микронутриентами. Доля обеспеченности населения обогащенными пищевыми продуктами составляет: соль йодированная - 100 %, хлебобулочные изделия - 55 %, молоко и молочные продукты - 68 %. Ключевым компонентом является внедрение эффективной системы контроля за качеством реализуемой йодированной соли, а также за эффективностью профилактического воздействия на население области. Профилактика микронутриентной недостаточности среди детей и подростков проводится комплексами витаминов и микроэлементов в организованных коллективах. В дошкольных учреждениях, школах, школах-интернатах, детских оздоровительных лагерях проводится ежедневная круглогодичная С-витаминизация 3-х блюд. В питании используются продукты обогащенные микронутриентами. Так во всех районах Ленинградской области в питании детей используется только йодированная соль; в Тихвинском районе активно используется продукция ОАО «Тихвинский хлебокомбинат» - хлеб, обогащенный йодом; во Всеволожском районе в меню включены хлебобулочные изделия и молочные продукты, обогащенные микронутриентами.

Через средства массовой информации проводится разъяснительная работа о мерах профилактики заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов и необходимости включения в рацион продуктов, обогащенных микронутриентами.

Однако, в связи с тем, что цена обогащенной микронутриентами и витаминами продукции выше, такая продукция не пользуется большим спросом, что находит свое отражение в нерентабельности таких предприятий.

Основным методом профилактики йоддефицитных состояний в области является выработка хлебобулочной и молочной продукции с йодказеиновой добавкой, а также 100% обеспеченность населения йодированной солью, особенно детских, дошкольных и лечебно-профилактических учреждений.

По результатам проведенных лабораторных исследований йодированной соли в 2013 г. удельный вес проб несоответствующий действующим гигиеническим нормативам составил - 1,28%, в т.ч. импортируемой 1,57% (2012 г. -1,1%, 2011 г. - 0,6%, 2010 г. - 1,5%) (табл. 2.4.1.).

 

Таблица 2.4.1.

Исследования йодированной соли, отобранной на различных предприятиях

за 2010-2013 гг.

Наименова- иие

продукции

2010

201 1

2012

2013

всего

исследо­вано

проб

ИЗ них не отвечает гигисничс ским норматив ам, %

всего

исследо­вано

проб

из них не отвечает гигиениче

СКИМ нормати­вам, %

всего

исследо­вано

проб

из них не

отвечает гигиени­ческим нормати -вам, %

всего исследова но проб

из них не отвечает гигиениче ским нормати­вам, %

Всего

269

1,5

366

0,54

458

1,1

548

1,3

В т.ч. импорти­руемая

193

1,0

336

2

314

1,3

320

1,57

Предприятия

торговли

54

1,8

38

0

28

0

45

4,45

ДДУ, ЛПУ

и

подростко­

вые

учрежде­

ния

213

0,9

321

2

417

1,2

501

1,0

Прочие

2

50

7

0

13

0

2

0

 
 

При разбалансированном питании, дефиците основных компонентов пищи (белков, микроэлементов, витаминов, незаменимых аминокислот), возрастает опасность вредною воздействия загрязненных продуктов питания на органы и системы организма, ухудшаются показатели здоровья в целом.

Недостаточное потребление витаминов и жизненно необходимых минеральных веществ и микроэлементов наносит существенный ущерб здоровью:                                         снижает

сопротивляемость к различным заболеваниям, усиливает отрицательное воздействие на организм неблагоприятных экологических условий, способствует развитию различных нарушений обмена веществ.

Специалисты Управления в 2013 году принимали активное участие в заседании Круглого стола Общественной палаты Ленинградской области на тему «Качественные показатели пищевой продукции в Ленинградской области», мероприятиях Второго Международного Форума Пищевиков «Пищевая промышленность - приоритетная отрасль экономики России», Международного Форума «Безопасность продовольствия России»,

В течение 2013 года специалистами Управления и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» в целях гигиенического воспитания и образованию населения, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний опубликовано в прессе 98 статей, проведено 17 выступлений на радио и телевидении, организовано 18 горячих линий.

Пищевые отравления в 2010-2013 гг. не зарегистрированы.

В 2013 году в рамках надзора специалистами Управления было обследовано 978 предприятий по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами, в т.ч.107 предприятий по производству пищевых продуктов; 278 предприятий общественного питания; 593 предприятия торговли пищевыми продуктами.

В результате проведенных надзорных мероприятий предприятий по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами в 2013 году было выявлено 2309 нарушений санитарно- эпидемиологических требований, по результатам проверок составлено, вынесено 577 постановлений о назначении административного наказания, на общую сумму 2585,8 тыс. руб.

По итогам проведенных мероприятий вынесено 519 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Забраковано продукции: в соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» при проведении надзорных мероприятий изымались из обращения пищевые продукты: не соответствующие требованиям нормативных документов; с явными признаками недоброкачественности; без документов, подтверждающих их происхождение, качество и безопасность; без соответствующей информации для потребителя (табл. 2.4.2.).

 

Табл. 2.4.2.

Удельный вес забракованных партий пищевых продуктов (%)

Наименование продуктов

2010

2011

2012

2013

Всего

100

100

100

100

импортируемые

7,2

6,8

5,2

3,4

в том числе

 

 

 

 

Мясо и мясные продукты

18,3

15,0

21,5

15,5

импортируемые

0,97

0,7

1,8

8,8

Птица и птицеводческие продукты

6,6

8,3

6,4

7,21

импортируемые

0,18

0,5

0,3

0

Молоко, молочные продукты

9,3

9,4

13,6

13,6

импортируемые

0,5

0,5

0,5

0,98

Масложировые продукты, животные и рыбные жиры

1,9

1,2

1,9

0,57

импортируемые

0

0,05

0

0

Рыба, нерыбные объкты промысла и продукты, вырабатываемые из них

10,7

22

9,8

8,9

импортируемые

1,1

1,3

0,3

0,08

Кулинарные изделия

1,16

2,1

3,7

1,18

импортируемые

0

0,01

0,3

0

в том числе, вырабатываемые по нетрадиционной технологии

0

0,01

0

0

Наименование продуктов

2010

2011

2012

2013

импортируемые

0

0

0

0

Кулинарные изделия цехов и предприятий общественного питания, реализующих свою продукцию через торговую сеть

 

 

 

0,08

Мукомольно-крупяные и хлебобулочные изделия

12,1

6,9

15,8

7,68

импортируемые

0,5

0,2

0,3

0,02

Кондитерские изделия

0,5

0,1

0,5

4,34

импортируемые

0,06

0

0

0,02

Кремовые

-

-

-

0

Сахар

0,12

0

0

0

импортируемый

0

0

0

0

Плодовоовощная продукция

 

 

 

5,2

импортируемые

1,8

0,7

0

0,39

в т.ч. картофель

0,4

0,05

0

0,08

импортируемый

0,12

0,05

0,2

0

Бахчевые культуры

0,12

0,2

0

0,39

импортируемые

0

0,05

0

0

Овощи, столовая зелень

4,6

1,9

1,7

2,88

импортируемая

1,8

0,7

0

0,39

Плоды и ягоды

2,2

1,4

2,2

2,35

импортируемые

1,7

1,17

0,2

0

Грибы

0,06

0,14

0

0,02

импортируемые

0

0,05

0

0

Масличное сырье и жировые продукты

4,0

0,6

1,1

0,55

импортируемые

0

0

0

0,02

Безалкогольные напитки

2,0

7,0

2,4

1,33

импортируемые

0

0,05

0

0,1

Соки, нектары, сокосодержащие напитки

12,5

12,0

3,1

4,13

импортируемые

0,06

0,05

0

0

Алкогольные напитки

4,2

2,7

4,1

22,19

импортируемые

0,06

0,1

0,2

0,18

в т.ч. пиво

- |

-

-

0,84

импортируемые

 

 

 

-

Мед и продукты пчеловодства

0

0,1

0,3

0,1

импортируемые

0

0

0

0

Продукты детского питания

0,6

0

0,1

0

импортируемые

0,06

0

0

0

Консервы

1,4

2,3

3,2

1,78

импортируемые

0,12

0,4

0,1

0,04

Зерно

0

0

0,3

0,65

импортируемые

0

0

0

0

Минеральные воды

0

0,4

0,4

0,16

импортируемые

0

0

0

0,06

Биологически активные добавки к пище

0,3

0

0,2

0,08

импортируемые

0

0

0

0

Продукция предприятий общественного питания

 

 

 

0

Прочие

7,0

5,6

7,04

2,58

импортируемые

0

0,5

1,2

0,1

 
 

В 2013 г. снято с реализации 1148 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов (2012 г. - 1008, 2011 г. -2039, 2010г. —1639). Общий объем забракованной продукции составил 5118кг (2012 г-5808, 2011 г-29294, 2010г.-27028 кг). Основной

объем забракованной продукции относится к отечественной продукции 96,7% (2012 г- 94,8%, 2011 г. - 93,2%, в 2010 г. - 92,8%).

Наибольшее количество не допущенных к реализации партий отмечается в следующих группах: «мясо и мясные продукты» - 229 партий (15,5%), «птица, яйца и продукты переработки» - 71 партия (7,21%), «молоко и молочные продукты» - 113 партий (13,6%), «рыба, рыбные продукты» - 109 партий (8,9%), «мукомольные и хлебобулочные изделия» - 110 партий (7,68%). «алкогольные напитки - 158 партий (22,19%).

В количественном отношении - алкогольные напитки - 1135 л, мясо и мясные продукты - 794 кг (2012 г. - 828 кг), молоко и молочные продукты - 694 кг (2012 г. - 439 кг).

 

Условия воспитания и обучения.

 

В 2013 году отмечалось улучшение обеспечения общеобразовательных учреждений ученической мебелью в соответствии с росто-возрастными показателями учащихся, что опосредовано, способствует профилактике сколиоза у школьников. Так новая ученическая мебель приобретена для 48 школ, что составляло 100 % от общеобразовательных учреждений, нуждающихся в приобретении мебели в новом учебном году.

Так же одной из главных причин, влияющих на формирование у детей и подростков различных патологических состояний органов зрения и опорно­двигательного аппарата, является неправильное рассаживание детей согласно их антропометрическим показателям за соответствующим номером мебели.

По результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2013 году в 6,1% детских и подростковых учреждениях мебель не соответствовала росто-возрастным особенностям детей (снижение по сравнению с 2012 г. на 8,6%). Это связано в первую очередь с выявленными нарушениями по рассаживанию детей с учетом их антропометрических показателей.

В 5-ти районах области (Волховском, Гатчинском, Тихвинском, Сланцевском, Лодейнопольском районах) при обследовании образовательных учреждении нарушений в части несоответствия ученической мебели росто- возрастным особенностям детей не выявлено. Наибольший удельный вес учреждений, превышающий среднеобластной показатель несоответствия мебели росто-возрастным особенностям детей и подростков отмечается в Гатчинском (20%) и Тихвинском (18%) районах.

Одним из приоритетных направлений в деле обеспечения здоровья школьников области в 2013 году являлось проведение Управлением комплекса мероприятий, направленных на улучшение организации питания, профилактику микронутриентной недостаточности, алиментарно-зависимых заболеваний в общеобразовательных учреждениях.

В 2013 году продолжена работа по обеспечению контроля за выполнением Постановления Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области «Об обеспечении полноценным питанием детей и подростков в организованных коллективах Ленинградской области» от 31.12.2010 № 17.

Решение актуальных вопросов в области питания детей и подростков в организованных коллективах проводится во взаимодействии Управления Роспотребнадзора с Правительством Ленинградской области и с Комитетом общего и профессионального образования Ленинградской области, администрациями муниципальных образований.

На территории Ленинградской области принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Приоритетные направления развития образования Ленинградской

области на 2011-2015 годы», в которой предусмотрены мероприятия, направленные на совершенствование организации питания в образовательных учреждениях Ленинградской области.

На территории Ленинградской области в 2013 году реализовывались следующие региональные документы, направленные на улучшение питания детей и подростков образовательных учреждениях:

  • Областной закон Ленинградской области от 30 июня 2006 года № 46-оз «Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области»;
  • Областной закон Ленинградской области от 23 декабря 2010 года №84-03 «Об областном бюджете Ленинградской области на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»;
Постановление Правительства Ленинградской области от 24 октября 2006 года № 295 «Об утверждении Порядка организации питания в общеобразовательных учреждениях и
  • учреждениях начального профессионального образования, расположенных на территории Ленинградской области».
  • Постановлением Правительства Ленинградской области от 28.03.2011 г. № 71 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Приоритетные направления развития системы образования Ленинградской области на 2011-2015 годы».
  • Постановлением Правительства Ленинградской области от 31 марта 2011 года № 80 утверждена долгосрочная целевая программа «Дети Ленинградской области на 201 1-2013 годы».
  • Постановлением Правительства Ленинградской области от 28 мая 2012 года № 181 утверждена долгосрочная целевая программа «Укрепление материально- технической базы образовательных учреждений Ленинградской области на 2013- 2015 годы (с изменениями от 28 мая 2013 года № 151).

В рамках Постановления Правительства Ленинградской области от 13.10.2008 г. №314 «О внесении изменений в Постановление Правительства Ленинградской области от 24.10.2006 г. № 295 «Об утверждении порядка организации бесплатного питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, расположенных на территории Ленинградской области все учащиеся начальных классов муниципальных общеобразовательных учреждений Ленинградской области получают ежедневно бесплатное молоко в объеме 200 мл.

Дети получают молоко в индивидуальной упаковке (0,2 л) с трубочкой, выпускаемое предприятием ООО «Галактика», расположенного на территории Ленинградской области.

В рамках контроля Постановления Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области «Об обеспечении полноценным питанием детей и подростков в организованных коллективах Ленинградской области» №17 от 31.12.2010. Управлением осуществляется постоянный мониторинг за организацией питания детей и подростков на территории Ленинградской области и за реализацией экспериментального проекта. Анализ результатов мониторинга свидетельствует, что охват школьников области горячим питанием в динамике за 5 года увеличился на 15,4 % и в 2012 году составил 91,2 % (2008 год - 75,8%; 2009 - 78,8%; 2010 - 83,4%; 2011 - 87,4 %), в 2013 года составил 94,7%.

В каждом общеобразовательном учреждении имеется примерное меню, рассчитанное на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в Ленинградской области, для двух возрастных категорий: для детей и подростков с 7 лет до 11 лет и от 12 до 18 лет.

Выполнение натуральных норм питания в общеобразовательных учреждениях составляет в среднем 95%. Отмечается дефицит в школьных завтраках и обедах продуктов, содержащих в своем составе белки (рыба, творог, сметана). В питании недостаточно пищевых продуктов, обогащенных витаминами и микроэлементами, бифидо- и лактобактериями. Недостатком в организации питания при составлении некоторых меню является составление их с учётом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в макронутриентах, и как следствие, появление углеводистой модели питания.

Все проблемы, как правило, связаны с финансированием мероприятий по организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях. Выполнение норм продуктового набора невозможно в отдельных районах при фиксированной стоимости горячего питания и постоянном росте цен.

В целях профилактики заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов и витаминной недостаточности, было принято Постановления Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области «О принятии мер по профилактике заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов» №10 от 05.07.2012.

В рамках подготовки к новому 2013-2014 учебному году проведено селекторное совещание, проводимом Губернатором Ленинградской области в режиме видеоконференции с главами муниципальных районов и городского округа Ленинградской области, на котором выступал Руководитель Управления и предложил обратить особое внимание на организацию питания в общеобразовательных учреждениях области. По итогам видеоконференции Губернатор Ленинградской области дал поручение Правительству Ленинградской области проработать данный вопрос и рассмотреть возможность увеличения финансирования питания школьников.

В соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2013 года №529 «О внесении изменений в постановление Правительства Ленинградской области от 24 октября 2006 № 295» установлена стоимость ежедневного питания, представляемого на бесплатной основе в размере - 80 рублей.

В рамках реализации Постановления Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области «Об обеспечении полноценным питанием детей и подростков в организованных коллективах Ленинградской области» от 31.12.2010 № 17 и в результате проведенной Управлением работы по осуществлению постоянного мониторинга за организацией питания детей и подростков на территории Ленинградской области, охват горячим питанием школьников в 2013 году составил 94,7 %, что выше уровня прошлого года на 3,5 %.

В течение 2013 года году специалистами Управления было проведено 259 обследований образовательных учреждений, из них с применением лабораторных исследований - 141 обследование (54,4%).

За выявленные в ходе контрольно-надзорных мероприятий нарушения санитарного законодательства были приняты меры административного принуждения: вынесено 287 постановлений о наложении штрафа на сумму 1 713 000 рублей.

Основными причинами применения мер административного воздействия являлись несоблюдение санитарно-противоэпидемического режима на пищеблоке, неудовлетворительные результаты лабораторных исследований готовых блюд по микробиологическим показателям и по калорийности, нарушение требований при допуске персонала к работе, нарушение правил влажной уборки и дезинфекции.

В ходе осуществления проверок проведены лабораторные исследования 1296 проб пищевых продуктов и готовых блюд. По данным лабораторного контроля за 2013 г. отмечается уменьшение удельного веса не соответствующих требованиям санитарных правил и норм проб пищевых продуктов по микробиологическим показателям и готовых блюд на калорийность и полноту вложения в сравнении с показателями 2012 года:

- удельный вес не соответствующих требованиям санитарных правил и норм проб готовых блюд по микробиологическим показателям уменьшился на 0,1% и составил 2,6,0% (2012 - 2,7%).

-удельный вес не соответствующих требованиям санитарных правил и норм проб готовых блюд на калорийность и полноту вложения уменьшился на 0,1% и составил 6,9% (2012 — 7,0%).

В рамках долгосрочной целевой программы «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы» прошёл областной конкурс на лучшую столовую по организации питания школьников, в котором приняли участие 20 учреждений, организаторов питания более 120 человек работников школьных столовых и руководителей образовательных учреждений в Ленинградской области. Специалисты Управления приняли участие в качестве экспертов и входили в состав жюри.

В динамике за 3 года удельный вес детских и подростковых учреждений, не отвечающих требованиям санитарных правил и норм по уровню освещенности, снизился на 1,4%, при этом в 2013 году удельный вес детских и подростковых учреждений, не отвечающих требованиям санитарных правил и норм по уровню освещенности, увеличился по сравнению с 2012 годом на 1,1% (рис. 2.4.1).

 

 

По результатам анализа физических факторов удельный вес детских и подростковых учреждений Ленинградской области, не соответствующих гигиеническим требованиям в 2013 году составил:

  • по уровням искусственной освещённости - 6,8% (в 2012 году - 5,7%);
  • по микроклимату - 4,5% (в 2012 году - 11,7%),
  • по шуму - 0% (в 2012 году - 6,2%),
  • по уровням электромагнитных полей - 2,3 % (в 2012 году - 2,6%).

При этом необходимо отметить, что в 2013 году удельный вес замеров микроклимата, не соответствующих санитарным правилам и нормам по - сравнению с 2012 годом снизился: микроклимат на 7,2% (2012 г - 11,7%, 2011 г - 8,0%).

 

Санитарно-карантинный контроль территории

 

На территории региона в 2013 году продолжена реализация положений Федерального закона от 28.12.2010 № 394-ФЗ и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 500 в части передачи таможенным органам полномочий по осуществлению документарного санитарно-карантинного контроля грузов.

Резкое увеличение количества транспортных средств досмотренных в пунктах пропуска Ленинградской области в 2013 году (более, чем в три раза) связано с работой таможенных органов на МАПП «Брусничное». Постоянное направление товаросопроводительных документов в СКП привело к увеличению объема санитарно­карантинного контроля на данном пункте пропуска в отношении грузового автотранспорта с 921 досмотренного транспортного средства в 2012 году до 10155 - в 2013 г (табл. 2.4.3).

 

 

Таблица 2.4.3

Сведения о мероприятиях по санитарной охране территории

Наименование

2010 г.

201 1 г.

2012 г.

2013г.

Количество досмотренных транспортных средств

5251

39436

4935

15898

Количество партий грузов, прошедших санитарно­карантинный контроль

39022

2794

1287

2100

Количество лиц, прошедших санитарно­карантинный контроль

40716

105974

139757

139336

 
 

При этом, количество лиц, досмотренных на наличие признаков инфекционных заболеваний на МАПП в 2013 году увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 16,6% и составило 139,3 тыс. человек (за счет увеличения количества досмотров пассажирских автобусов) (рис. 2.4.2.).

 

 

По итогам деятельности Управления, в 2013 году полностью достигнуты запланированные целевые индикаторы, характеризующие результативность ВЦП «Санитарная охрана территории Ленинградской области» за 2013 г.

 

Контроль качества питьевого водоснабжения

Состояние питьевого водоснабжения продолжает оставаться одной из актуальных задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области.

Около 63 % общего объема воды, подаваемой потребителям, поступает после водоподготовки из поверхностных источников. Практически, общепринятая технология обработки воды, особенно высокоцветной, включающая коагуляцию, осветление, фильтрацию, хлорирование, зачастую не позволяет получить питьевую воду, отвечающую гигиеническим нормативам. Многие существующие водоочистные сооружения на территории Всеволожского, Выборгского, Кировского, Приозерского районов перегружены, работают в форсированном режиме, имеют большой процент износа, что в конечном итоге сказывается на качестве воды. В результате, не зависимо от сезона года населению подается питьевая вода, не отвечающая гигиеническим требованиям по окисляемости, цветности, мутности.

Ухудшению качества воды, подаваемой населению области способствует также неудовлетворительное санитарно-техническое состояние водопроводных сетей. Степень их изношенности по области составляет 68%, а в некоторых сельских населенных пунктах достигает 100%. В результате имеет место вторичное загрязнение питьевой воды при её прохождении по сетям.

Основными причинами низкого качества питьевой воды, подаваемой населению по-прежнему являются: продолжающееся антропогенное загрязнение поверхностных и подземных вод, факторы природного характера, отсутствие или ненадлежащее состояние зон санитарной охраны водоисточников, использование старых технологических решений водоподготовки в условиях ухудшения качества воды и снижения класса источника водоснабжения, рассчитанного на использование традиционных схем очистки воды, низкое санитарно-техническое состояние существующих водопроводных сетей и сооружений.

Актуальные вопросы состояния систем водоснабжения и водоотведения населенных мест Ленинградской области, обеспечения населения водой гарантированного качества рассматривались на совещаниях Правительства Ленинградской области, в администрациях 1 уровня МО, в администрациях районов, в т.ч.: на заседание научно-технического совета в Правительстве ЛО по развитию системы водоотведения Ленинградской области; на совещаниях в администрациях МО по вопросам:          - «Вопросы организации водоснабжения и водоотведения в муниципальных образованиях городских и сельских поселений, гигиеническая оценка систем и сооружений»; - О Законе № 416 - ФЗ от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении»; на совещаниях в правительстве области по вопросу организации водоотведения с территории МО «Муринское сельское поселение» и др.

Территориальными отделами Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области в 2013 году было проведено 200 плановых и внеплановых контрольно­надзорных мероприятий в отношении организаций, осуществляющих сбор, очистка и распределение питьевой воды централизованных и нецентрализованных систем водоснабжения.

В течении 2013 года установлено увеличение количества объектов осуществляющих деятельность с нарушением санитарного законодательства по сравнению с 2012 годом. Так удельный вес объектов водоснабжения, на которых были выявлены нарушения составил 73% (2012-53,9%); объектов водоотведения - 50% (2012-44%).

За нарушения санитарного законодательства в сфере питьевого водоснабжения в 2013 году было вынесено 277 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафов по статьям 6.3,6.5,8.42 ч.2 КоАП РФ на общую сумму 3130,1 тыс. руб. (в 2012г. -140 штрафов на общую сумму на 1565,5 тыс. руб., в 2011г. - 152 на общую сумму 1719,0 тыс. руб., в 2010 году - 162 штрафа на 1325,0 тыс. руб.) В суды направлено 49 (2012-45) исковых заявлений в защиту неопределенного круга потребителей (2011г. - 24, в 2010г  - 15) по вопросу предоставления некачественных услуг водоснабжения.

В 2013 году была продолжена активная работа по упорядочению разработки, согласования и утверждения проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-

питьевого водоснабжения. Управлением в рамках «электронного правительства», в соответствии с соглашением, организовано взаимодействие с Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области по обмену информации о выданных санитарно-эпидемиологических заключениях на ЗСО водоисточников. Учитывая значимость данной проблемы, принято Постановление Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области от 29.12.2010 № 19 П «Об организации работы по согласованию и утверждению проектов зон санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения на территории Ленинградской области» (табл. 2.4.4.).

 

Таблица 2.4.4

Количество источников централизованного водоснабжения, имеющих согласованные
проекты ЗСО на территории Ленинградской области в 2012-2013 гг.

Наименование района ЛО

Всего источников

Имеют проект ЗСО, %

2012

2013

Приозерский

83

11,4

32,5

Волосовский

108

12

16,7

Кировский

40

2,5

2,5

Подпорожский

28

14,3

14,3

Ломоносовский

53

3,9

3,9

Волховский

17

35,3

58,8

Бокситогорский

90

20

42,2

Лужский

164

31,4

31,4

Гатчинский

214

60,3

62,1

Тосненский

69

53,5

79,7

Лодейнопольский

16

56,2

56,2

Сланцевский

41

34,1

34,1

Кингисеппский

50

64

64

Тихвинский

59

47,4

45,8

Выборгский

156

36

35,2

Всеволожский

71

38

40,8

Киришский

28

78,6

85,7

ВСЕГО ПО ОБЛАСТИ

1290

36,2

41,6

 
 

При осуществлении контрольно-надзорных мероприятий в отношении предприятий, эксплуатирующих водопроводные очистные сооружения особое внимание уделяется состоянию зон санитарной охраны. По ст. 8.42 ч.2 (за использование зон санитарной охраны с нарушением ограничений, установленных санитарными правилами и нормами) вынесено 18 постановлений о назначении штрафов на общую сумму 380 тыс. рублей (2012 г. - 7 постановлений на сумму 80 тыс. руб.; 2011 г. - 9 постановлений на сумму 76 тыс. руб.).

В результате целенаправленной работы Управления и территориальных отделов, проведения ряда совещаний на уровне правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований в течении 2013 года было разработано и согласовано 62 проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения (2012 -129; 2011 - 85).

Удельный вес источников централизованного питьевого водоснабжения, имеющие проекты зон санитарной охраны, увеличился с 36,2 % в 2012 г. до 41,6 % в 2013 г.

В отчетном году на территории Ленинградской области реализовывались следующие региональные целевые программы, утвержденные Правительством Ленинградской области, предусматривающие, в частности, проведение работ по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных очистных сооружений:

  • «Чистая вода Ленинградской области» на 2011-2017 годы;
  • «Социальное развитие села на 2009-2013 годы».
В связи с тем, что в региональной целевой программе не в полной мере предусмотрены

мероприятия по улучшению водоснабжения сельского населения, Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области утверждено Постановление № 11—П от 26.12.2011 «О дополнительных мерах по обеспечению населения Ленинградской области доброкачественной питьевой водой».

В соответствии с долгосрочной целевой программе «Чистая вода Ленинградской области» на 2011-2017 год» на 2013 год было предусмотрено финансирование мероприятий на 692 143,56 тыс. рублей областного бюджета, 90 860,39 тыс. рублей местного бюджета и 92 000,00 тыс. рублей внебюджетных средств на реализацию 31 мероприятия по строительству и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения.

В рамках вышеуказанной программы в 2013 году выполнена:

• «Реконструкция канализационных очистных сооружений в пос. Тайцы Гатчинского района»;

«Реконструкция канализационных очистных сооружений г. Тосно»;

«Строительство канализационных очистных сооружений в пос. Моторное»;

«Строительство трассы напорного коллектора и канализационных очистных сооружений, пос. Сосново и пос. Кривко»;

«Реконструкция двух водоводов В1, В4 от водоочистных сооружений до узла переключения в 1-А микрорайоне г. Тихвин. Реконструкция двух участков магистральных водоводов в районе 2-го микрорайона в г. Тихвин»;

«Реконструкция централизованной системы водоснабжения в дер. Кикерино».

По ряду объектов продолжаются строительные работы:

Реконструкция канализационных очистных сооружений дер. Снегиревка;

Организация реконструкции канализационного коллектора, проложенного от главной насосной станции до канализационных очистных сооружений, и два водовода, обеспечивающих водоснабжение канализационных очистных сооружений г. Выборг;

Строительства очистных сооружений хозяйственно-бытовых сточных вод пос. Усть-Луга;

- Реконструкции канализационной насосной станции и канализационного коллектора от канализационной насосной станции до канализационных очистных сооружений пос. Кузнечное;

Реконструкция системы водоснабжения, п. Лебяжье. 1 очередь. Строительство 2-х резервуаров чистой воды емкостью по 2000 м3 каждый и прокладка водопроводных сетей от ВНС до точки 3 из полиэтиленовых труб диаметром 280 мм;

Реконструкция системы водоснабжения, пос. Селезнево;

   Кириши;

Строительство внутриплощадочных сетей водоснабжение жилой зоны мкр.Сертолово-2 с учетом перспективы развития по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, г. Сертолово, мкр.Сертолово-2.

По 9 объектам водоснабжения и канализования в течение 2013 года выполнены работы по подготовке и утверждения проектно-сметной документации.

В соответствии с долгосрочной целевой программой «Социальное развитие села на 2009-2013 годы» в 2013 году проведено финансирование за счет средств федерального бюджета в объеме 19400,0 тыс. рублей и за счет средств областного бюджета в объеме 133065,0 тыс. рублей по десяти объектам водоснабжения и водоотведения. Кроме того, на 2013 год перешли средства остатка областного бюджета 2012 года в объеме 41292453,83 руб.

По итогам 2013 года федеральные средства освоены в полном объеме. За счет средств областного бюджета профинансировано 130365,0 тыс. руб. (97,9%) по десяти объектам водоснабжения и водоотведения.

В ходе реализации мероприятий Программы достигнуто повышение качества услуг водоснабжения и снижение потерь водопроводной воды в двух сельских населенных пунктах. Завершена реконструкция системы водоснабжения протяженностью 2595 п.м. в дер. Климово Бокситогорского района», а также реконструкция системы водоснабжения протяженностью 2228 п.м. в дер. Самойлове Бокситогорского района. Указанные мероприятия позволили улучшить услугу водоснабжения для 1600 человек, проживающих в указанных населенных пунктах.

В рамках Программы также продолжалось финансирование мероприятий по реконструкции системы водоснабжения с. Алеховщина Лодейнопольского района, реконструкции системы водоснабжения в и. Севастьяново со строительством водовода от г.п. Кузнечное Приозерского района, а также реконструкции канализационных очистных сооружений мощностью 500 куб м в сутки в пос. Запорожское Приозерского района. Указанные объекты являются переходящими на 2014 год.

Кроме того, в рамках Программы профинансированы мероприятия по разработке проектно-сметной документация по строительству и реконструкции объектов водоснабжения для четырех сельских населенных пунктов: п.Заборье, дер. Чудцы, п. Ларьян Бокситогорского района и дер. Сологубовка Кировского района.

В соответствии с муниципальными программами (7) продолжает проводиться реконструкция ВОС г. Кингисеппа; проводится реконструкция ВОС г. Всеволожска и других населенных мест; проведена реконструкция и началась эксплуатация реагентного хозяйства и новых резервуаров чистой воды на водоочистных сооружения МО, «Город Всеволожск», завершена реконструкция водоочистных сооружений д. Хвалово Волховского района, что позволило обеспечить жителей города Всеволожска, пос. Рахья и д. Хвалово доброкачественной питьевой водой.

По требованию санитарной службы водоочистные сооружения дер. Горбунки Ломоносовского района оборудованы ультрафиолетовой установкой, что предотвращает возникновение вспышечной заболеваемости кишечными инфекциями в данном населенном пункте.

Продолжена практика согласования допустимых временных отклонений от гигиенических нормативов показателей качества питьевой воды (условно доброкачественная питьевая вода) для конкретных систем водоснабжения в Ленинградской области на основании оценки санитарно-эпидемиологической обстановки в населенных пунктах, применяемой технологии водоподготовки, утвержденных перспективных планов реконструкции систем водоснабжения, разработанной и утвержденной инвестиционной программы. В 2013 году Управлением согласованы временные отклонения от гигиенических нормативов показателей качества горячей  питьевой воды для ТЭЦ г. Кировск.

В целях снижения канцерогенной опасности для населения при употреблении питьевой воды Управлением совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области», в рамках социально-гигиенического мониторинга, с 2012 года организован ежемесячный лабораторный контроль за концентрацией хлороформа в питьевой воде подаваемой населению. Отбор проб осуществляется после водоочистных сооружений, на которых проводится обеззараживание путем хлорирования природных вод. При выявлении превышения гигиенических нормативов содержания хлороформа специалистами Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области были проведены контрольно-надзорные мероприятия направленные на устранение причин и условий превышения хлороформа в питьевой воде.

В течение последних трех лет прослеживается положительная динамика обеспечения населения области централизованным холодным водоснабжением. На территории Ленинградской области в 2012 году 806981 человек, было обеспечено централизованным холодным водоснабжением, что составляет 48,4% от общего числа населения (2011 - 47,7%) (табл. 2.4.5).

Таблица 2.4.5.

Обеспеченность населения Ленинградской области централизованным холодным

водоснабжением

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество населения области, обеспеченного централизованным холодным водоснабжением (чел.)

778433

806981

805281

Доля от общего числа населения области (%)

 

47,7

48,4

47,8

 
 

Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области в соответствии со ст.23 п.5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416- ФЗ от 07.12.2011 г. провело необходимую оценочную работу качества питьевой воды и направило в срок до 01 февраля 122 Уведомления о несоответствии нормативам качества питьевой воды в системах холодного водоснабжения и 23 Уведомления о несоответствия воды в системах горячего водоснабжения в органы местного самоуправления поселения и в соответствующие организации, осуществляющую холодное водоснабжение (табл. 2.4.6).

Таблица 2.4.6.

Количество выданных Уведомлений о несоответствии качества питьевой воды в
соответствии с ФЗ-416 по итогам 2013 года

Показатели

2013 г.

2014 г.

Выдано Уведомлений по системам холодного водоснабжения

174

122

Выдано Уведомлений по системам горячего водоснабжения

45

23

 
 

В соответствии с Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416- ФЗ «Планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями» в течение 2013 года разработаны 36 организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, и представлены на согласование в Управление в установленные сроки. В настоящее время выполняются мероприятия вошедшие в региональные целевые программы «Чистая вода Ленинградской области на 2011-2017 годы» и в «Социальное развитие села на  2009 - 2012 годы», а также проводятся мероприятия в соответствии с муниципальными программами по улучшению качества водоснабжения.

Программы производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды в соответствии со ст.25 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 № 416-ФЗ не разработаны, т.к. в настоящее время Правительством Российской Федерации не утвержден Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды. Вместе с тем, на территории области разработано и согласовано Управлением 687 Программ производственного контроля за качеством питьевой воды предприятий, осуществляющие холодное и горячее водоснабжение из 719 организаций для которых необходимы программы.