«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
3.1. Сводный анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области
3. ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЛУЧШЕНИЯСАНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ИМЕЮЩИЕ ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И НАМЕЧАЕМЫЕ МЕРА ПО ИХ РЕШЕНИЮ
3.1. Сводный анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области
Критерием эффективности деятельности Управления в 2013 году по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области являются показатели результатов ведомственных целевых программ, в т.ч. программы «Профилактика массовых неинфекционных заболеваний, обусловленных влиянием факторов среды обитания человека в Ленинградской области на 2011-2013 г.», а именно:
- Динамика объектов, относящихся к III группе санитарно- эпидемиологического благополучия (табл. 3.1.1.)
Таблица 3.1.1.
Динамика объектов, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического
благополучия, в Ленинградской области за период 2011-2013 гг.
Группы объектов | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |||
Всего, абс. ч. | из них III-й группы СЭБ, % | Всего, абс. ч. | из них III-й группы CЭБ, % | Всего, абс. ч. | из них III-й группы СЭБ, % | |
Всего объектов | 22195 | 3,33 | 21892 | 3,22 | 21985 | 3,09 |
Коммунальные объекты | 7494 | 4,14 | 7590 | 3,93 | 7409 | 4,14 |
Детские и подростковые учреждения | 1981 | 0,71 | 2016 | 0,64 | 1978 | 0,51 |
Предприятия по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами | 9200 | 0,39 | 8721 | 0,36 | 8720 | 0,31 |
Промышленные предприятия | 2032 | 17,86 | 2042 | 16,99 | 2369 | 13,8 |
По результатам четырехлетней динамики объектов, относящихся к III группе санитарно-эпидемиологического благополучия, отмечается тенденция к снижению удельного веса, как в целом указанных объектов, так и непосредственно объектов коммунальной сферы, детских и подростковых учреждений, предприятий пищевой отрасли и промышленных предприятий. Такая динамика дает основания с учетом запланированных контрольно-надзорных мероприятий в отношении ряда проблемных объектов, в первую очередь, коммунальных (основной деятельностью которых является водоочистка и водоотведение) и промышленных (отражающих специфику промышленности Ленинградской области, заключающуюся в превалировании
предприятий добычи гранитов, сельского хозяйства, промышленности стройматериалов, деревообработки и др.) предположить о достижении к 2014 году запланированного показателя.
- Остается актуальной проблема обеспечения населения Ленинградской области доброкачественной питьевой водой.
По результатам проведенной инвентаризации в 2013 году на контроле Управления находилось 1290 источников централизованного водоснабжения, из них 70 (5,5%) - поверхностные водоемы, 1220 (94,5%) - водозаборы подземных вод.
Удельный вес источников водоснабжения, не имеющих согласованных проектов зон санитарной охраны, по итогам 2013 года составил 58,4 % (в 2012 г. - 64%; 2011 г. — 72,8%, в 2010 году - 80,7%), запланированный показатель «снижение удельного веса источников централизованного питьевого водоснабжения, не имеющих проектов зон санитарной охраны» выполнен.
- В 2013 году удельный вес населения области, потребляющего безопасную питьевую воду, составил 71,6%, что выше показателя 2012 года (70,6%), целевой показатель достигнут (0,8).
- По результатам лабораторных исследований удельный вес неудовлетворительных проб питьевой воды из распределительной сети по микробиологическим показателям в 2013 году в целом по области уменьшился и составил 3,9% (в 2012 г. -3,6%; 2011 г. - 3,9%; аналогичный показатель по РФ за 2012 г. - 4,5%). Удельный вес неудовлетворительных исследований по санитарнохимическим показателям питьевой воды поступающей населению, уменьшился и составил в 2013 г. - 27,6% (в 2011 г. - 29,4%; аналогичный показатель по РФ за 2012 г. - 16,7%).
Следует отметить значительное ужесточение применяемых административных санкций за нарушения санитарного законодательства в сфере питьевого водоснабжения, что также способствовало достижению целевых показателей.
В целях укрепления здоровья населения, улучшения экологической обстановки и совершенствования нормативной правовой базы, регламентирующей водоснабжение и водоотведение в Ленинградской области Правительством Ленинградской области при непосредственном участии Управления разработана и утверждена долгосрочная региональная целевая программа «Чистая вода Ленинградской области» на 2011 - 2017 гг.
В связи с тем, что в региональной целевой программе не в полной мере предусмотрены мероприятия по улучшению водоснабжения сельского населения, Главным государственным санитарным врачом по Ленинградской области утверждено Постановление №11—П от 26.12.2011 «О дополнительных мерах по обеспечению населения Ленинградской области доброкачественной питьевой водой».
5. Отмечается постепенное снижение удельного веса проб пищевых продуктов, не отвечающих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарнохимическим показателям, в 2013 году показатель составил 2,15% (в 2012 году 3,2%), что не превысило значение целевого показателя - 3,47%. По санитарно-химическим показателям исследовано 4988 пробы пищевых продуктов, доля неудовлетворительных проб уменьшилась и составляет 1,1% (в 2012 году 1,7%), при целевом показателе 1,7%. Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб, исследованных по санитарно - химическим показателям отмечается в Приозерском районе - 18,4% против 11,056% в 2012 г., Лодейнопольском районе - 11,12% против 4,1% в 2011 г.
6. По микробиологическим показателям исследовано 14134 пробы пищевых продуктов, доля неудовлетворительных проб уменьшилась и составляет 3,2% (в 2012 году 3,8%), при целевом показателе 4,6%. Наибольший удельный вес неудовлетворительных проб, исследованных по микробиологическим показателям отмечается в Лужском районе - 6,18% против 4,4% в 2012 году, в Лодейнопольском районе - 5,65% против 3,75% в 2012 г., Волховском районе - 5,65% против 3,6% в 2012 г., Тихвинском районе - 5,65% против 3,6% в 2012 г.
- В результате проведенной работы Управлением, Правительством Ленинградской области и администрациями Муниципальных образований в настоящее время показатель «доведение охвата школьников горячим питанием - до 91,2 %» достигнут с превышением запланированного значения - 94,7 %.
- В динамике за последние три года наблюдается снижение удельного веса объектов и рабочих мест, не отвечающих санитарным нормам по таким физическим факторам трудового процесса, как вибрация и электромагнитные поля.
Удельный вес рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам по шуму, имеет незначительный рост в сравнении с предыдущим годом до 33,9%.
- В течение 2013 года Управлением выдано 230 свидетельств о государственной регистрации продукции подлежащей регистрации на бланках ЕвроАЗЭС, из них 25,2% (58 свидетельство) на основании ранее оформленных протоколов исследований (испытаний), экспертных заключений испытательных лабораторий. Вся предъявленная и подлежащая государственной регистрации продукция зарегистрирована (100%).
- Управлением организован сбор данных о лицах, зарегистрированных на территории Ленинградской области, которым официально установлена связь заболеваний, инвалидности и смерти с радиационным воздействием, с поддержкой функционирования Регионального банка данных лиц, пострадавших от радиационного воздействия (далее РБД ЛПРВ), который функционирует на базе ФБУЗ «ЦГиЭ в Ленинградской области».
В соответствии с порядком заполнения РБД ЛПРВ помимо ликвидаторов, получивших дозу облучения выше установленных пределов, в банк данных вносятся данные по населению, подвергшемуся аварийному облучению вследствие аварии на ЧАЭС с накопленной дозой облучения более установленных законом пределов доз. Удельный вес лиц, подлежащих регистрации в РБД ЛПРВ в соответствии с информацией, направляющейся в адрес Управления по Соглашению о взаимодействии с Санкт-Петербургским региональным межведомственным экспертным советом по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов ФГУЗ ВЦЭРМ им. А.М. Никифорова МЧС России, составляет по итогам 2013 года (предварительно) 100%.
- В 2013 году Управлением обеспечен 100% охват лицензированием юридических лиц осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности). Управлением рассмотрены материалы и выдано 4 лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующего). Переоформлено лицензий — 2. Проведено 2 плановых проверок и 2 внеплановых на объектах где используются источники ионизирующего излучения (генерирующего) с целью осуществления лицензионного контроля, по итогам которых в результате выявленных нарушений лицензируемого вида деятельности применены меры административного взыскания в виде штрафов.
ВЦП «Стоп-инфекция»
За 2013 год удалось достичь выполнения основных показателей ВЦП «Стоп- инфекция» по 4 целевым индикаторам, что составило 80%. Достижение целевых индикаторов позволило повысить охват вакцинацией населения против инфекций,управляемых средствами специфической профилактики от 96 до 99%. Добиться снижения и стабилизации заболеваемости по 37 из 42 регистрируемых нозологических форм в Ленинградской области. Данные целевые индикаторы достигнуты за счет активной деятельности специалистов Территориальных отделов и отдела эпиднадзора Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области при каждом плановом проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах проверяется исполнение соответствующего законодательства и принимаются меры административного воздействия в соответствии с компетенцией.
Не достигнут один показатель - отсутствие регистрации чрезвычайных ситуаций (ЧС) санитарно-эпидемиологического характера (зарегистрирована 1 вспышка кишечных инфекций). Однако, благодаря проведению своевременных и адекватных противоэпидемических мероприятий вспышки были купированы в течение одного инкубационного периода и не произошло дальнейшее распространение инфекции среди населения Ленинградской области.
ВЦП «СПИДу-нет»
За 2013 год удалось достичь выполнения основных показателей ВЦП «СПИДу- нет» по 4 целевом индикаторам, что составило 100%. Достижение целевых индикаторов позволило в 2013 году снизить на 6,2%, число вновь выявленных случаев ВИЧ инфекции, в сравнении с 2012 годом. В целом по области планируемый целевой показатель по темпам прироста заболеваемости выполнен. Охват диспансерным наблюдением среди ВИЧ инфицированных повысился с 90,3% до 91,1%, повысились возможности для проведения лабораторных исследований по сопровождению лечения больных СПИДом. Не регистрировались случаи заражения ВИЧ-инфекцией в лечебно- профилактических учреждениях Ленинградской области связанные с переливанием крови. Охват ВИЧ инфицированных противовирусной терапией составил 97,7% (при планируемом 95%).
Данные целевые индикаторы достигнуты за счет активной деятельности специалистов Территориальных отделов и отдела эпиднадзора Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области при каждом плановом проведении контрольно-надзорных мероприятий на объектах проверяется исполнение соответствующего законодательства и принимаются меры административного воздействия в соответствии с компетенцией.
Охват химиопрофилактикой ВИЧ-инфицированных беременных женщин, завершивших беременность родами в текущем году, составил 94,1% (2012 г. - 93,9%), при целевом индикаторе 93%.