«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
»

г. Санкт-Петербург
 Чернышевская
 ул. Чайковского, 13, литера А
 
 +7 (812) 272-26-94

Протокол совета безопастности Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды и природопользования

Об обеспечении национальной безопасности
Российской Федерации в сфере охраны окружающей
среды и природопользования

 

(Донской С.Е., Матвиенко В.И., Лаверов Н.П., Трутнев Ю.П.,
Мантуров Д.В., Беглов А.Д.)


Рассмотрев вопрос «Об обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в  сфере охраны окружающей среды и природопользования», Совет Безопасности Российской Федерации
отмечает, что обеспечение экологической безопасности является одной из приоритетных задач государства.

Ситуация в сфере обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды России характеризуется наличием угроз, способных нанести ущерб здоровью населения, социальной стабильности и устойчивому развитию страны.

Неэффективная структура российской экономики, сырьевая ориентация, технологическая отсталость ряда отраслей промышленности способствуют росту техногенной нагрузки на природные комплексы, ведут к значительным потерям ресурсов и загрязнению окружающей среды.

Законодательная база в сфере охраны окружающей среды не в полной мере обеспечивает экологическую безопасность и сохранение природной среды, а также адекватную ответственность за экологические правонарушения.

Анализ исполнения решений по реабилитации сформировавшихся на территории страны «зон экологического бедствия», таких крупных как Байкальская природная территория, бассейн Ладожского и Онежского озер, районов активной хозяйственной и военной деятельности
Арктической зоны, свидетельствует о сохраняющихся серьезных проблемах в состоянии уникальных экосистем страны.

Недостаточный уровень проведения фундаментальных и прикладных исследований в области изменения климатических условий, трансформации экосистем в результате природных и техногенных воздействий затрудняют проведение оценки реальных угроз обеспечения
экологической безопасности и разработку долгосрочных мер по их парированию.

Не сокращается количество преступлений в сфере природопользования, имеют место факты сращивания уголовных структур с органами исполнительной власти в самых разных отраслях
природопользования.

Низкий уровень экологической культуры населения, экологического воспитания и образования в стране являются угрозой обеспечения экологической безопасности и сохранения природной среды.

В целях решения проблем обеспечения национальной безопасности Российской    Федерации в         сфере охраны окружающей среды и природопользования необходимо существенное  совершенствование экологического законо дательства и экологической политики, как
на федеральном, так и на региональном уровне.

Совет Безопасности Российской Федерации решил:

1. Правительству Российской Федерации (Медведев Д.А.):

1.1 При участии Российской академии наук (Фортов В.Е.) и аппарата Совета Безопасности Российской Федерации (Патрушев Н.П.) разработать до 1 октября 2014 г. проекты стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года и плана ее реализации.

1.2. Обеспечить доработку и принятие до 1 марта 2014 г. проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер
экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших доступных технологий», в том числе предусмотрев:

реализацию дифференцированного     подхода к      регулированию вопросов нормирования воздействия на окружающую среду предприятиями;

поэтапное повышение платы за негативное воздействие
на окружающую среду;

введение системы комплексных экологических разрешений, выдаваемых при наличии программ повышения экологической эффективности;

введение института государственной экологической экспертизы в отношении крупных инфраструктурных проектов.

 1.3. Обеспечить доработку и принятие до 1 мая 2014 г. проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами», в том числе
предусмотрев:

единые правила деятельности операторов по обращению с отходами
потребления;

процедуру отбора субъектом Российской Федерации управляющей компании и операторов по обращению с отходами потребления на его территории;

сохранение института лицензирования в области обращения с отходами;

создание государственного бюджетного фонда, аккумулирующего утилизационные сборы, а также определение целей и порядка расходования средств указанного фонда.

1.4 Разработать и осуществить дополнительные меры по повышению эффективности государственного экологического надзора, в том числе предусмотрев:

совершенствование порядка осуществления федерального государственного экологического надзора;

повышение уровня материально-технического оснащения органов федерального  государственного экологического надзора и обеспечение их необходимым лабораторным оборудованием.

Доклад - 1 октября 2014 г.

1.5.Разработать и осуществить дополнительные меры по повышению эффективности государственного земельного надзора, включая разграничение соответствующих полномочий между федеральными органами исполнительной власти, в том числе определение органа государственной власти, уполномоченного на осуществление надзора за загрязнением земель всех категорий твердыми бытовыми отходами, а также прав должностных лиц, осуществляющих  государственный земельный надзор.

Доклад - 1 февраля 2014 г.

1.6.Осуществить меры по совершенствованию системы государственного мониторинга состояния земель для уточнения целей, содержания и механизма его проведения.

Доклад - 1 марта 2014 г.

1.7. Разработать предложения по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов содержания мест захоронения биологических отходов, в том числе СКОТОМОГИЛЬНИКОВ.

Доклад - 1 марта 2014 г.

1.8. Обеспечить выполнение федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и  социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы» с учетом решений о прекращении деятельности открытого акционерного общества «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» и о ликвидации негативного воздействия на окружающую среду накопленных отходов в результате его деятельности.

 1.9.Внести до 1 июля 2014 г. изменения в государственную программу Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы в части, касающейся реализации комплекса мер по охране окружающей среды и сохранению ресурсов Ладожского и Онежского озер.

1.10. Утвердить до 1 апреля 2014 г. проект федеральной целевой программы ликвидации последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической деятельности на 2014 - 2025 годы, в том числе включающей мероприятия по очистке и реабилитации загрязненных районов в Арктической зоне
Российской Федерации.

1.11.Разработать до 1 мая 2014 г. предложения по совершенствованию государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, предусмотрев введение обязательной процедуры государственной оценки безопасности этих организмов и продукции с участием экспертного сообщества, и внести соответствующие изменения в нормативный правовой акт с учетом решений предстоящего оперативного совещания Совета
Безопасности Российской Федерации по данному вопросу.

1.12.Осуществить анализ стратегий и программ развития отраслей экономики в части, касающейся внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий производств, и при необходимости внести в них соответствующие изменения.

Доклад - 1 марта 2014 г.

1.13. Принять до 1 августа 2014 г. нормативные правовые акты, касающиеся мер по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях от 22 мая 2001 г., и национальный план действий по выполнению данной Конвенции.

1.14. Осуществить меры по повышению уровня экологической культуры населения, совершенствованию системы экологического образования, просвещения, воспитания, а также по информированию населения о состоянии окружающей среды, в том числе с активным использованием средств массовой информации.

Доклад - 1 марта 2014 г.

 1.15. Совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры:

         к выявлению и ликвидации несанкционированных мест размещения отходов;

к разработке и реализации инвестиционных проектов в области обращения с твердыми — бытовыми отходами, в том числе на принципах государственно-частного партнерства.

Доклад - 1 ноября 2014 г.

 

  1. Минприроды России (Донской С.Е.) подготовить и представить  в установленном порядке до 1 марта 2014 г. предложения:

2.1. По развитию единой системы государственного экологического мониторинга, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации, с использованием соответствующих систем наблюдения за состоянием и загрязнением окружающей среды.

2.2. По созданию сети особо охраняемых природных территорий  в Арктической зоне Российской Федерации в целях сохранения прибрежных экосистем и морских биоресурсов.

 

3. Минприроды          России           (Донской С.Е.)           совместно с Минэкономразвития России (Улюкаев А.В.) подготовить и представить в установленном порядке до 1 марта 2014 г. предложения по совершенствованию государственной экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями международных соглашений в этой области.

 

  1. Минобрнауки России (Ливанов Д.В.) совместно с Минприроды России (Донской С.Е.), а также при участии Российской академии наук (Фортов В.Е.) разработать и внести в установленном порядке до 1 марта 2014 г. предложения о проведении и финансировании дополнительных фундаментальных и прикладных исследований в области  прогнозирования угроз экологического характера, а также их возможных негативных
    последствий, в том числе связанных с изменением климата.

 

  1. Минприроды России (Донской С.Е.), МИДу России (Лавров С.В.) и Минэкономразвития России (Улюкаев А.В.) совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

5.1.Проанализировать выполнение положений международных конвенций и соглашений в сфере охраны окружающей среды, участницей которых является Российская Федерация, и внести в Правительство Российской Федерации предложения по оптимизации деятельности государства в данной области.

Доклад - 30 апреля 2014 г.

5.2.Принять дополнительные меры по активизации взаимодействия с иностранными государствами, в том числе с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, по линии двустороннего сотрудничества в природоохранной сфере в части,
касающейся:

5.2.1. Защиты интересов России при трансграничном загрязнении территории Российской Федерации и совместном использовании водных ресурсов.

5.2.2.Освоения континентального шельфа с учетом обеспечения экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации, в том числе предусмотрев обмен наилучшими технологиями и оптимальными методами ликвидации разливов нефти подо льдом на принципах государственно-частного партнерства в рамках Глобальной инициативы по сохранению морской среды и деятельности Арктического совета.

Доклад - 1 июля 2014 г.

 

  1. Минприроды России (Донской С.Е.) совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять меры к завершению работ, связанных с установлением границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.

Доклад - 1 июля 2014 г.

 

  1. Минпромторгу России (Мантуров Д.В.), Минприроды России (Донской С.Е.) совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать предложения:

7.1. О стимулировании закупок автобусов и техники для жилищно-коммунального хозяйства, произведенных на территории государств - участников Единого экономического пространства и работающих на газомоторном топливе.

7.2. О совершенствовании системы транспортного налога в зависимости от экологического класса транспортного средства.

7.3. О введении ограничения предельных сроков эксплуатации автомобилей по группам коммерческого транспорта.


Доклад - 1 февраля 2014 г.

 

  1. Минкомсвязи России (Никифоров Н.А.) и Минприроды России (Донской С.Е.) совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработать и на регулярной основе осуществлять меры по информационной поддержке государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды
    и рационального природопользования, включая освещение вопросов использования экологических факторов в качестве метода получения преимуществ в конкурентной борьбе.

Доклад - ежеквартально.

 

  1. Генеральной прокуратуре Российской Федерации (Чайка Ю.Я.), МВД России (Колокольцев В.А.), ФСБ России (Бортников А.В.) и Следственному комитету Российской Федерации (Бастрыкин А.И.) совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

9.1. Рассмотреть до 1 июня 2014 г. вопрос об усилении уголовной и административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и при необходимости внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.

9.2. Разработать дополнительные меры, направленные на предупреждение, выявление и пресечение правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, а также хищения и нецелевого использования бюджетных ассигнований федерального
бюджета, выделяемых на природоохранные мероприятия и ликвидацию последствий стихийных бедствий в регионах, в которых введен режим чрезвычайного положения.

Доклад - 1 июня 2014 г.

 

  1. Полномочному представителю Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (Бабич М.В.) совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Чайка Ю.Я.) разработать комплекс мер по декриминализации лесной отрасли
    на территории субъектов, находящихся в пределах Приволжского федерального округа, и установить контроль за их реализацией.

Доклад - 1 июля 2014 г.

    11.  Полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

11.1. Осуществить анализ выполнения программ социально-экономического развития регионов в части, касающейся обеспечения экологической безопасности на территориях федеральных округов, и при необходимости внести в установленном порядке изменения
в указанные программы.

Доклад - 1 ноября 2014 г.

11.2. Осуществлять оценку угроз обеспечению экологической безопасности в субъектах Российской Федерации и включать информацию с предложением мер по их нейтрализации в материалы, представляемые для подготовки ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации «О состоянии
национальной безопасности Российской Федерации и мерах по ее укреплению».

  1. Контроль за выполнением решения возложить на Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Патрушева Н.П.