«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
»

г. Санкт-Петербург
 Чернышевская
 ул. Чайковского, 13, литера А
 
 +7 (812) 272-26-94

Подъем атомных подводных лодок

Главной задачей в улучшении арктической зоны является ликвидация загрязнения, а также от радиоактивного загрязнения. В арктической зоне существует самое большое количество чрезвычайно опасных объектов: атомные суда, корабли, затонувшие и затопленные объекты с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
 
В арктических морях находится семнадцать тысяч контейнеров с радиоактивными отходами, девятнадцать судов с радиоактивными отходами, четырнадцать ядерных реакторов, семьсот тридцать пять единиц радиоактивных конструкций, в том числе, затопленная атомная подводная лодка К – 27 с двумя реакторами, в которых находится отработанное ядерное топливо, и затонувшая атомная подводная лодка К – 159.
 
Часть из этих объектов затоплены в Карском море. Они находятся достаточно близко к участкам, где в перспективе можно разрабатывать углеводород.
 
Тревогу у ученных вызывают атомные подводные лодки К – 27 и К – 159, т.к. на их борту находится ядерное топливо, которые в случае аварийных ситуаций могут привести к опасным последствиям.
 
Достоверно известно, что К – 159 затонула при аварии и не была должным образом организована к затоплению. На ней не существует специальных барьеров, которые не дают радиоактивному веществу проникать в окружающую среду. К тому же, в период затопления лодка ударилась, и это могло стать причиной возможной деформации корпуса, деформация корпуса увеличивает риск коррозии и выхода радиоактивных отходов.
 
По словам ученых, атомная подводная лодка имеет очень большой запас активности. Лодка затонула на глубине тысяча шестьсот восемьдесят метров, это обстоятельство создает трудности при поднятии.
 
Атомная подводная лодка К – 27 с реактором жидкометаллического теплоносителя, перед затоплением реактор был залит консервантом, но спустя пару лет стало известно, что консервант нехорошего качества.
 
Если вода просочится внутрь реактора, то пойдет непрерывная реакция, за которой невозможно будет проследить. Если попадет 5 – 6 л. воды, то это приведет к повышенной критической ситуации.
 
Важными проблемами, в положении с затопленными и затонувшими объектами, является не существование федерального органа по координации усилий по затопленным объектам, мастер – плана, правого статуса затопленных объектов. Помимо того, не существует нормативной документации, которая бы регулировала загрязнения гидросферы и источники финансирования проектов.
 
Атомная подводная лодка является одной из опаснейших объектов, т.к. существует опасность взрыва ядерного реактора. Также существует риск из – за небольшой глубины залегания – всего тридцать метров.
 
На данный момент, существует четыре варианта подъема подводных лодок. Первый способ – это подъем подводной лодки зарубежным крановым судном большой грузоподъемности.
 
Второй способ – с использованием технического средства подъема и транспортировки, имеющего опускаемый балластируемый захватный модуль. Третий – подъем с использованием универсального средства подъема на основе баржи – катамарана. Четвертый – с использованием стальных грузоподъемных понтонов – классический способ для нашей страны.
 
Какой из способов будет использовать Россия, будет зависеть от ситуации, но выбранный способ должен быть действительным и подтвержден инженерными расчетами.
 
У России имеется большой опыт по подъему объектов и сможет справиться с этой работой сама. Положительный результат данной работы полностью будет зависеть, от создания дееспособной кооперации участников работ, их согласованных действий и политической воли руководителей государств освободить Арктику от ядерного наследия.