«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
»

г. Санкт-Петербург
 Чернышевская
 ул. Чайковского, 13, литера А
 
 +7 (812) 272-26-94

Размещение отходов на полигонах и свалках или раздельный сбор?

На сегодняшний день в Российской Федерации особняком стоит проблема в области управления и обращения с отходами. Следует отметить, что структура по обращению с отходами часто не контролируется государством, и поэтому данная сфера деятельности зачастую становится криминализируемой. Поскольку на федеральном уровне проблема в области обращения с отходами окончательно не устранена, то этим пользуются некоторые бизнесмены. Ни для кого не секрет, что на отходах можно зарабатывать деньги, причем как легальным путём, так и незаконным.

По подсчетам Министерства природных ресурсов и экологии, в России каждый год образуется примерно 70 млн. тонн ТКО. Что соответствует 500 кг в год на душу населения. На переработку отправляется не более 3-5 % отходов, оставшиеся 95% – размещаются на специальных полигонах или на нелегальных свалках. При этом, установить точное количество несанкционированных мест размещения отходов довольно сложно.

По данным Концепции обращения с отходами производства и потребления в Ленинградской области за 2013 год, изложены сведения о ежегодном объеме образующихся отходов. Каждый год в регионе формируется около 14,27 млн куб. м отходов. Все они должны размещаться на санкционированных полигонах. Вместе с тем, этот объем должен быть увеличен еще на 10 млн куб. м, поскольку на областные объекты размещения отходов поступает мусор из Санкт-Петербурга. Опять же, довольно сложно сказать какой объем гарантировано поступает на официальные объекты размещения отходов. Только в 2015 году в Лен. области было выявлено 1820 мест несанкционированного размещения отходов.

Общее количество выявленных несанкционированных свалок в России, за период с августа 2014 года по март 2015 года, составляет 113 тыс., суммарная площадь которых варьирует до 46 тыс. га. При этом следует учитывать, что обнаружены еще далеко не все нелегальные свалки!

Почему же мусор выгодно размещать на незаконных объектах размещения отходов? Вывоз ТКО и их нелегальное размещение является следствием получения «серой» прибыли. Дело в том, что размещение отходов на официальных полигонах является платным, а несанкционированная свалка позволяет экономить средства компании, которая осуществляет вывоз мусора. Кроме того, получать прибыль за незаконное размещение отходов могут и организаторы соответствующих объектов. Как правило, они берут более низкую плату, чем на санкционированных полигонах, а также подделывают документы о принятом мусоре.

Нелегальный мусорный бизнес характерен не только для несанкционированных свалок. Иногда источником заработка становятся и официальные объекты размещения отходов. Правда такие объекты, как правило, закрыты. То есть они прекратили свою деятельность для последующей рекультивации. Примером может послужить полигон «Волхонка» на южной окраине Петербурга. После официального закрытия в 2013 году полигон продолжил принимать отходы. Попытки пресечь данную ситуацию не увенчались успехом, поскольку некие «криминальные деятели» требовали не мешать «работе», разумеется, не без предъявления угроз.

Еще один крупный Петербургский полигон – «Новоселки» временно прекратил свою деятельность в апреле 2016 года, благодаря административному расследованию, организованному по жалобам поступивших от граждан. В ходе расследования выяснилось, что работа полигона «Новоселки» не соответствует санитарно-эпидемиологическим и экологическим требованиям по обращению с отходами производства и потребления. Здесь нарушаются требования размещения отходов, отсутствуют лицензия на данную деятельность, но кроме того, объект выработал свой ресурс. Он требует закрытия и рекультивации.

В первом абзаце говорилось о том, что деятельность по обращению с отходами часто не контролируется государством. Однако это не говорит о том, что государство не пытается бороться с этим. Напротив, вводятся некоторые поправки в природоохранное законодательство, а с 2015 года и вовсе начата реформа.

Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из принципов государственной политики является «уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот». Таким образом, предполагается переработка отходов их раздельный сбор. Такой подход позволяет извлечь ценные ресурсы из мусора, а бизнес сделать прозрачным, поскольку большая часть общества будет принимать в этом участие. Кроме того, положительное влияние может привнести общественный контроль, который позволит пресечь махинации «фальшивых» организаций – переработчиков отходов, которые вместо реальной переработки будут подделывать документы, а отходы сжигать, сбрасывать, захоранивать и т.д. Вместе с тем, следовало бы рассмотреть возможность о повышении тарифов за размещение отходов на полигонах.

Селективный сбор отходов можно сделать выгодным. Однако финансовая модель должна быть приемлема для всех сторон. Это и жители, и органы власти, и полигоны, и переработчики отходов. Раздельный сбор будет выгоден тогда, когда Мы будем понимать, что делать с ними дальше, как использовать, какое сырье и материальные ресурсы из них извлекать.