«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами (ПЭК)
Юридические лица, чья деятельность так или иначе, связана с выработкой и/или использованием отходов, должны самостоятельно организовывать и осуществлять производственный контроль за надлежащим исполнением требований действующего российского законодательства в сфере обращения с отходами.
Юридические лица, чья деятельность связана с выработкой и/или использованием отходов, определяют порядок осуществления надлежащего производственного контроля в данной сфере строго по согласованию с федеральными органами исполнительной власти.
Основание
26 статья Федерального закона №89 -ФЗ «Об отходах производства и потребления», изданного 24.07.1998 года.
Порядок осуществления контроля в сфере обращения с отходами на производстве не закреплен никакими нормативно-правовыми актами. В связи с этим он регламентируется только письмами, имеющими рекомендательный характер.
Например, в письме Росприроднадзора от 25.07.2012 г. №ВК-03-03-36/9781, озаглавленном как письмо «О разъяснении по согласованию порядка производственного контроля», описан порядок согласования порядка соответствующего производственного контроля на предприятии и продемонстрирована примерная структура положения о порядке осуществления надлежащего производственного контроля в области обращения с отходами.
Цели и задачи порядка производственного контроля
1. Производственный контроль в области обращения с отходами на предприятии имеет своей целью:
- Выполнение требований действующего законодательство России, касающихся обращения с отходами;
- Создание и реализация корпоративных программ по охране окружающей среды;
- Соблюдение технологических нормативов образования отходов;
- Регулярное проведение плановых мероприятий, направленных на обеспечение охраны окружающей среды от вредных отходов производства;
- Соблюдение всех природоохранных требований по обращению с отходами производства и потребления, которые установлены нормативной документацией;
- Оперативное и своевременное устранение причин, могущих вызвать непредвиденные аварийные ситуации по причине негативного сверхнормативного/сверхлимитного воздействия выбросов предприятия;
- Заполнение форм первичной учетной документации полученными данными о текущих воздействиях на окружающую природную среду;
- Оперативное информирование руководства предприятия и всех его сотрудников о случаях нарушения природоохранных норм и о том, какие причины их вызвали;
- Точное соблюдение всех требований по отношению к полноте и достоверности сведений в сфере охраны окружающей среды, которые используются при проведении расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду и предоставляются в местные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный экологический контроль, и органы государственного статистического наблюдения;
- Получение первичной информации для составления плана предстоящих работ по модернизации и ремонту технологического оборудования.
- Соблюдение в хозяйственной работе принципов рационального использования ресурсов окружающей среды и их восстановления;
2. Основные задачи проведения производственного контроля над обращением с отходами:
- проверка соблюдения требований, ограничений и условий в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, установленных законами, иными нормативными правовыми актами и разрешительными документами;
- осуществление контроля над соблюдением установленных нормативов и лимитов воздействий на окружающую среду (лимиты и нормативы устанавливаются разрешениями, договорами, лицензиями и т.п);
- подтверждение соответствия требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности на основании собственных доказательств;
- предотвращение нанесения вреда окружающей среде, возникающего в результате деятельности предприятия;
- контроль над выполнением предписаний, сделанных должностными лицами, которые осуществляют государственный экологический контроль;
- проверка факта выполнения необходимых планов и мероприятий, направленных на уменьшение количества отходов предприятия и на вовлечение производимых предприятием отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья;
- принятие мер для обеспечения эффективной работы систем природоохранного оборудования и используемых на предприятии средств предупреждения и ликвидации последствий нарушения технологии производства и техногенных катастроф;
- быстрое предоставление достоверной и полной информации, которая предусмотрена системой управления охраной окружающей среды на предприятии;
- быстрое предоставление информации, которая предусмотрена системой обмена информацией с государственными органами управления в области охраны окружающей среды и системой государственного статистического наблюдения.
Перечень документов, необходимых для согласования ПЭК
1. Документы, регламентирующие схему природоохраны, которые разрабатываются Заявителем.
- Положение об экологической службе.
- Сведения о лицах, несущих ответственность за проведение на предприятии производственного контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления.
- Положения об имеющихся структурных подразделениях, лабораториях на предприятии или должностные инструкции участвующих в осуществлении производственного контроля ответственных лиц.
- Разработанные и утвержденные типовые формы, в том числе и формы актов отбора проб и протоколов результатов проведенных на предприятии измерений, формы требований системы аккредитации, формы журналов.
- Иные документы Заявителя, которые конкретизируют имеющиеся способы проведения контроля на предприятии.
2. Документы, обосновывающие определение существующего на предприятии порядка осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
- Описание оборудования и технологических процессов, которые связаны с образованием отходов.
- Описание всех видов деятельности предприятия (юридического лица),осуществляемых в сфере производства и потребления отходов.
- Описание имеющихся на предприятии систем утилизации отходов.
- Описание находящихся в использовании у Заявителя систем транспортировки, обезвреживания и уничтожения отходов.
- Перечень объектов, которые подлежат производственному контролю в области обращения с отходами.
- Оценка видов и масштабов воздействия технологических процессов и оборудования, связанных с обращением с отходами, на объекты окружающей среды.
- Копии свидетельства о метрологической аттестации для собственных лабораторий или копии свидетельства об аккредитации лабораторий привлеченных для проведения мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду.
- Перечень должностей тех сотрудников, которые должны проходить профессиональную подготовку и аттестацию в области обращения с отходами производства и потребления.
- Распоряжение (Приказ) о перечне сотрудников предприятия, допущенных к обращению с опасными отходами.
- Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами, которые отнесены к I-IV классу опасности.
- Документы, подтверждающие наличие соответствующей квалификации у сотрудников, которые выполняют производственный контроль или привлекаются к участие в мероприятиях по контролю.
- Информация о природно-климатической и физико-географической специфике территории, на которой размещены объекты предприятия, которые имеют отношение к обращению с отходами.
- Разрешительные документы
- Лицензия на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение отходов;
- Информация о наличии проекта нормативов образования отходов с приложением копии титульного листа и выдержки из проекта;
- Документ, подтверждающий утверждение нормативов образования отходов на предприятии и лимитов на их размещение.
- Паспорта отходов, отнесенных к I-IV классам опасности.
- Копии свидетельств, подтверждающих класс опасности отходов;
- Отчеты по форма 2-ТП за прошедший год.
- Список организаций, которые принимают отходы, и подтверждение наличия у них лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов с приложением копий договоров и лицензий.
- Информация о имеющемся на предприятии оборудовании для обезвреживания, утилизации, переработке отходов (необходимо предоставить справку).
- Информация о мероприятиях производственного контроля.
- Информация об используемых на предприятии программах мониторинга состояния окружающей среды в тех местах, где хранятся, накапливаются или подлежат захоронению отходы, а также результаты проводимого в прошедшем году мониторинга.
- Заключение государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении проектной документации на объекты длительного размещения и захоронения отходов I-V классов опасности.
- Результаты предыдущих проверок, которые проводились органами государственного экологического контроля, а также выданные по результатам проверок предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства.
ШТРАФЫ
Нарушение: Не разработан и не согласован с федеральными органами исполнительной власти в областиобращения с отходами или органами исполнительными власти субъектов РФ Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.
Нормативный акт: статья 26 Федерального закона №89-ФЗ, изданного 24.06.1998 г «Об отходах производства и потребления»
Статья КоАП: 8.1 — в ней прописано наложение штрафа:
- для граждан штраф составит от 1 до 2 тыс. рублей,
- для должностных лиц — от2 до 5 тысяч рублей,
- для юридических лиц предусмотрен в размере от 20 до 100 тысяч рублей.
О расценках на работу узнавайте у наших специалистов.