«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
»

г. Санкт-Петербург
 Чернышевская
 ул. Чайковского, 13, литера А
 
 +7 (812) 272-26-94

2.1. Основные результаты деятельности и мероприятия по улучшению состояния среды обитания в Ленинградской области

 

2. РEЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ВХОДЯЩИХ В СИСТУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

2.1. Основные результаты деятельности и мероприятия по улучшению состояния

среды обитания в Ленинградской области

 

В целях реализации на территории Ленинградской области основного направления деятельности службы на 2013 год в части совершенствования государственного санитарного надзора были определены конкретные цели и задачи.

В целом по области разработаны при участии Управления и действуют 20 региональных долгосрочных и 162 муниципальных целевых программ, касающихся вопросов сферы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе «Чистая вода Ленинградской области на 2011-2017 гг.», «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы», «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы», «Демографическое развитие Ленинградской области на 2012- 2014 годы», «Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2011-2015 годы» и др.

В течение 2013 г. Управлением активно и мотивировано готовились и выносились для обсуждения вопросы по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Ленинградской области. Вынесено вопросов в органы государственной власти - 191, органы местного самоуправления - 324, рассмотрено вопросов на санитарно-противоэпидемических комиссиях - 102, межведомственных комиссиях (коллегиях) - 272.

По наиболее гигиенически значимым вопросам в 2013 году было вынесено 11 постановлений Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области, в т.ч.:

«О дополнительных мерах по иммунизации против острого вирусного гепатита В взрослого населения в Ленинградской области»;

«О введении ограничительных мероприятий на период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ»;

«О плановых серологических исследованиях напряженности иммунитета к инфекционным заболеваниям в Ленинградской области в 2013 году»;

«О проведении исследований по определению напряженности иммунитета к клещевому вирусному энцефалиту среди населения Ленинградской области в 2013 году»;

«Об обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области в период весеннего паводка в 2013 году»;

«Об организации выполнения Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2013 года №9 и Плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы на территории Ленинградской области»;

«Об усилении профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения острых кишечных инфекций в Ленинградской области»;

«О мероприятиях по профилактике гриппа и острых, респираторных вирусных инфекций в эпидсезон 2013 -2014 гг.»;

«О временных отклонениях от гигиенических нормативов качества горячей воды подаваемой населению в Кировском районе Ленинградской области»;

«Об организации противоэпидемических мероприятий в условиях неблагополучия по энтеровирусной инфекции на территории Ленинградской области»;

«О мерах по упорядочению реализации бахчевых культур на территории Ленинградской области».

В целях соблюдения основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанных в ст.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, Управлением с 2009 по 2013 год заключено и действуют 303 Соглашения о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ленинградской области, органами

местного самоуправления, институтами гигиенического и эпидемиологического профиля, общественными объединениями и организациями. Соглашения, прежде всего, предполагают взаимный обмен информацией и проведение совместных мероприятий, в том числе и надзорных.

Продолжена реализация комплекса мероприятий по выполнению Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от № 294-ФЗ, а также реализация существенных изменений законодательства, внесенных Федеральным законом от 19.07.201 1 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Техническими регламентами Таможенного союза, административными регламентами Роспотребнадзора.

В общей структуре, проведенных в 2013 году в рамках Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от № 294-ФЗ, проверок, плановые проверки составляют - 46,8%, внеплановые проверки - 53,2% (в 2012 году - плановые проверки составляли 42%, внеплановые проверки - 58%; в 2011 году плановые проверки составляли 44%, внеплановые проверки- 56,8%).

Таким образом, в отчетном периоде структура проверок, за исполнением хозяйствующими субъектами санитарного законодательства имеет тенденцию к дальнейшей оптимизации (табл. 2.1.1).

 

Таблица 2.1.1.

Структура надзорных мероприятий

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Кол-во

%

Кол-во.

%

Кол-во

%

Плановые проверки

772

44

760

42

956

47

Внеплановые проверки

994

56

1015

58

1085

53

Всего проверок

1766

100

1775

100

2041

100

 
 

В 2013 году проверена деятельность 3182 юридических лица и индивидуальнь[ предпринимателей, что составило 26% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территорию Ленинградской области, деятельность которых подлежит государственном; санитарному контролю (надзору) (2012 г- 25%; 2011 г - 22,7%). От общего количества

проверенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 53% относятся к субъектам малого предпринимательства, что связано с общей структурой хозяйствующих субъектов в Ленинградской области.

В ходе проведенных плановых проверок выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства в 89,4% случаев (табл. 2.1.2).

 

Таблица 2.1.2.

Результативность плановых проверок

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество плановых проверок

772

760

956

из них с выявленными нарушениями

697

681

855

(%)

90,3

89,6

89,4

 

 

Нарушения санитарного законодательства выявлены при проведении 493 внеплановых проверок, что составляет 45,4 % от общего числа проведенных внеплановых проверок, 2012 г. - 41,3% (табл. 2.1.З.).

Таблица 2.1.3.

Результативность внеплановых проверок

Показатели

201 1 г.

2012г.

2013 г.

Количество внеплановых проверок

994

1045

1085

из них с выявленными нарушениями

602

432

493

(%)

60,5

41,3

45,4

 

 

В анализируемом периоде как видно из представленных данных имеется незначительное снижение количества внеплановых проверок по проверке предписаний по сравнению с уровнем 2012 года на 5 %, а также, снижение % исполнения предписаний на 3,4% по сравнению с уровнем 2012 года (табл. 2.1.4 - 2.1.5).

 

Таблица 2.1.4.

Динамика результативности исполнения предписаний

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество внеплановых проверок по проверке предписаний

559

722

687

из них количество внеплановых проверок по проверке предписаний по которым предписания исполнены

371

520

471

(%)

66

72

68,6

 

 

Таблица 2.1.5.

Результативность внеплановых проверок без учета внеплановых проверок по проверке предписаний, по которым предписания выполнены

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество внеплановых проверок

623

525

614

из них с выявленными нарушениями

602

432

493

(%)

96

82

80

 

 

Всего в отчетном периоде 2013 года выявлено при проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю 9918 нарушений санитарного законодательства, рост выявленных нарушений санитарного законодательства по сравнению с уровнем 2012 года составил 1,9%, по сравнению с уровнем 2011 года 48% (табл. 2.1.6).

 

Таблица 2.1.6.

Выявление нарушений санитарного законодательства при проведении мероприятий

по контролю

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество выявленных нарушений санитарного законодательства

6707

9732

9918

Количество проведенных проверок

1766

1775

2041

Количество правонарушений в рамках 1 проверки

3,8

5,5

4,8

 
 

На основании выявленных нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства должностными лицами Управления составлено 3217 протоколов (2012 г — 3069 протоколов, в 2011 - 3092 протокола).

В 2013 году Управление активно взаимодействовало с прокуратурой Ленинградской области и межрайонной природоохранной прокуратурой.

В течение года Управлением вынесено 3221 постановление о назначении административного наказания, в т.ч. по материалам, поступивших из правоохранительных органов (в 2012 г.- 3347, в 2011 - 3280 постановлений).

В ходе проверок в течение 2013 г. по фактам выявленных нарушений накладывались административные наказания преимущественно в виде административного штрафа (табл. 2.1.7.).

Таблица 2.1.7.

Вынесенные постановления о назначении административного наказания в виде

административного штрафа

Показатели

201 1 г.

2012 г.

2013 г.

Количество

3161

3209

3188

Доля от общего числа вынесенных постановлений о назначении административного наказания (%)

96,4

95,9

98,9

 
 

Всего наложено 3188 административных штрафов за нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе на граждан - 52 (1,6%), на должностных лиц - 1887 (59%), на индивидуальных предпринимателей - 273 (8,6%), на юридических лиц - 976 (30,6%). Удельный вес штрафов, наложенных на юридических лиц, составил 30,6% (2012 г - 27,9%. 2011 г. - 24,5%).

Управлением при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности за выявленные нарушения санитарного законодательства также применялась санкция в виде предупреждения. В 2013 году было вынесено 19 предупреждений (табл. 2.1.8).

Таблица 2.1.8.

Вынесенные постановления о назначении административного наказания в виде

предупреждения

Показатели

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Количество

119

138

19

Доля от общего числа вынесенных постановлений о назначении административного наказания (%)

3,6%

4,1%

0,6%

 

 
 

Таким образом, в 2013 году имеет место существенное снижение применения такой меры как предупреждение, на 72% к уровню 2012 года при сохраняющейся тенденции роста привлечения к административной ответственности юридических лиц: 2013г. - 976 постановлений (30,6%), 2012 г. - 920 постановлений (27,5%), 2011 г- 801 постановление (24,4%).

Наибольший удельный вес привлечений к административной ответственности в 2013 году, так же как и в 2012 году, приходится на два вида деятельности: деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг - 26,8% (2012 г - 29,1%) и деятельность детских и подростковых учреждений - 40,5% (2012 г.-39,2%).

По вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия в 2013 году наиболее часто применялись ст. 6.4 6.3, 6.7, 6.6, 6.5, 8.2, 8.5. Применение ст. ст. 8.42 ч.2, 7.2 ч.2, 6.7 ч.2 КоАП РФ в совокупности составляет 1,1% (табл. 2.1.9.).

Таблица 2.1.9.

Вынесенные постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по ст. КоАП РФ

Статьи КоАП РФ

201 1 г.

2012 г.

2013 г.

ст. 6.4 КоАП РФ

896 (28,3%)

1005 (31,3%)

955 (30,0%)

ст. 6.3 КоАП РФ

999 (31,6%)

895 (27,9%)

763 (24,0%)

ст. 6.7 КоАП РФ

373 (1 1,8%)

515 (16%)

657 (20,6%)

ст. 6.6 КоАП РФ

380 (12%)

464(14,5%)

421 (13,2%)

ст. 6.5 КоАП РФ

150 (4,8%)

178 (6,6%)

217(6,8%)

ст. 8.2 КоАП РФ

134 (4,2%)

119(3,7%)

94 (2,9%)

ст. 8.5 КоАП РФ

7 (0,2%)

16(0,5%)

47(1,5%)

ст. 8.42 ч.2 КоАП РФ

9 (0,3%)

7 (0,2%)

18(0,6%)

ст. 7.2 ч.2 КоАП РФ

3 (0,1%)

6(0,18%)

3 (0,1%)

ст. 6.7 ч.2 КоАП РФ

 

4 (0,12%)

13 (0,4%)

ст. 14.4 ч.2 КоАП РФ

210 (6,7%)

 

 

 
 

Отмечается снижение удельного веса применения ст. 6.3 КоАП РФ на 3,9% в сравнении с 2012 годом, на 7,6% в сравнении с 2011 годом.

Имеет место рост привлечений к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ (2011 г. - 373 постановлений; 2012 г. - 515; 2013 г. - 657), по ст. 8.5 КоАП РФ (2011 г. - 7 постановлений; 2012 г. - 16; 2013 г. - 47); по ст.6.5 КоАП РФ (2011 г. - 150 постановлений; 2012 г. - 178; 2013 г. - 217).

Значительно выросло число мер административного воздействия за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. Количество постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ увеличилось на 142 (4,6%) в сравнении с 2012 годом и на 284 постановлений (8,8%) в сравнении с 2011 годом.

На высоком уровне продолжает оставаться число мер административного воздействия за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населения. Применение ст. 6.6 КоАП РФ увеличилось в 2013 году на 1,2% в сравнении с 2011 годом.

За нарушения требований санитарного законодательства в 2013 году было наложено административных штрафов на сумму 20 млн. 664,2 тыс. руб. что больше на 2 млн. 191,4 тыс. руб. (11,9%) чем в 2012 году (18 млн. 472,8 тыс. руб.) и больше на 3.млн. 261,7 тыс. руб. (18,7%) чем в 2011 году (17 млн. 402,5 тыс. руб.).

Сумма взысканных административных штрафов в 2013 году составила 19 млн. 659,7 тыс. руб. - 95,1%, в 2012 - 16 млн. 841,5 тыс. руб. - 91,2%, в 2011 - 17 млн. 128,4 тыс. руб. (98,4%). Немаловажно, что удельный вес суммы взысканных штрафов превысил 90%.

Руководствуясь ст. 29.13 КоАП РФ в 2013 году было вынесено 3092 представления, что составляет 97,6% от числа постановлений о привлечении к административной ответственности вынесенных в отношении хозяйствующих субъектов, должностных лиц (без граждан). В 2013 году удельный вес применения ст. 29.13 КоАП РФ увеличился на 3,6% в сравнении с 2012 годом, на 13,6% в сравнении с 2011 годом.

Должностными лицами Управления в 2013 году было возбуждено 417 дел об административных правонарушениях, направленных по подведомственности на рассмотрение в суд. Количество дел, направленных в суды, уменьшилось на 24 (на 5,4%) в сравнении с 2012 г. (441 материал), и увеличилось на 34 дела (на 8,8%) в сравнении с 2011 г. (383 материала).

Доля дел о привлечении к административной ответственности, по которым судами принято решение о назначении административною наказания от общего числа дел о привлечении к административной ответственности, направленных на рассмотрение в суды в 2018 году составила 84,9% (354 постановления), в 2012 - 61,5% (271 постановление), в 2011 69% (265 постановлений). Количество вынесенных постановлений суда выросло на 83 (на 30,6%) в сравнении с 2012 г. и увеличилось на 89 (на 33,6%) в сравнении с 201 1 г.

По результатам рассмотрения административных дел, возбужденных Управлением, судами выносились постановления о привлечении к административной ответственности в виде предупреждений: в 2013 г. 7 (2%), в 2012 г. - 10 (4%), в 201 1 г. - 29 (11%); в виде штрафов: в 2013 г. - 307 (86,7%), в 2012 227 (83,8%), в 201 I г. 193 (72,8%); в виде административного приостановления деятельности: в 2013 г. 40 (1 1,3%), в 2012 - 33 (12,2%), в 201 1 - 32 (12%). Таким образом, произошло увеличение доли штрафных санкций вынесенных судами на 2,9% в сравнении с 2012 годом и увеличение на 13,9% в сравнении с 2011 годом.

В 2013 году Управлением было подано 65 исков в суд о защите неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями санитарного законодательства, в том числе деятельности:

- в области здравоохранения - 4, сбора и очистки воды - 8, распределения воды - 14, удаления сточных вод - 2, удаления отходов и аналогичной деятельности — 1, по предоставлению персональных услуг - 1, детских и подростковых учреждений - 4, по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами - 7, промышленных предприятий - 6, прочие виды деятельности - 18.

Судами рассмотрено 26 исков, из них удовлетворены требования по 23 искам. Таким образом, доля исков, удовлетворенных судом, в 2013 году составляет 88,5%.

В 2012 году Управлением было подано в суд, рассмотрено и удовлетворено 2 иска. В 2011 году подобные иски в суд не направлялись.

Управлением выносилось 3 постановления о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовного дела в 2013 году. Районной прокуратурой возбуждено 3 уголовных дела. В 2011, 2012 гг. подобные постановления не выносились.