«СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ЭКСПЕРТНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»
2.1. Основные результаты деятельности и мероприятия по улучшению состояния среды обитания в Ленинградской области
2. РEЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИЙ В ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, ВХОДЯЩИХ В СИСТУМУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
2.1. Основные результаты деятельности и мероприятия по улучшению состояния
среды обитания в Ленинградской области
В целях реализации на территории Ленинградской области основного направления деятельности службы на 2013 год в части совершенствования государственного санитарного надзора были определены конкретные цели и задачи.
В целом по области разработаны при участии Управления и действуют 20 региональных долгосрочных и 162 муниципальных целевых программ, касающихся вопросов сферы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, в том числе «Чистая вода Ленинградской области на 2011-2017 гг.», «Приоритетные направления развития образования Ленинградской области на 2011-2015 годы», «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы», «Демографическое развитие Ленинградской области на 2012- 2014 годы», «Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2011-2015 годы» и др.
В течение 2013 г. Управлением активно и мотивировано готовились и выносились для обсуждения вопросы по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки в Ленинградской области. Вынесено вопросов в органы государственной власти - 191, органы местного самоуправления - 324, рассмотрено вопросов на санитарно-противоэпидемических комиссиях - 102, межведомственных комиссиях (коллегиях) - 272.
По наиболее гигиенически значимым вопросам в 2013 году было вынесено 11 постановлений Главного государственного санитарного врача по Ленинградской области, в т.ч.:
«О дополнительных мерах по иммунизации против острого вирусного гепатита В взрослого населения в Ленинградской области»;
«О введении ограничительных мероприятий на период эпидемического подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ»;
«О плановых серологических исследованиях напряженности иммунитета к инфекционным заболеваниям в Ленинградской области в 2013 году»;
«О проведении исследований по определению напряженности иммунитета к клещевому вирусному энцефалиту среди населения Ленинградской области в 2013 году»;
«Об обеспечении санитарно- эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области в период весеннего паводка в 2013 году»;
«Об организации выполнения Постановления главного государственного санитарного врача РФ от 11.03.2013 года №9 и Плана действий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации на 2013-2015 годы на территории Ленинградской области»;
«Об усилении профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения острых кишечных инфекций в Ленинградской области»;
«О мероприятиях по профилактике гриппа и острых, респираторных вирусных инфекций в эпидсезон 2013 -2014 гг.»;
«О временных отклонениях от гигиенических нормативов качества горячей воды подаваемой населению в Кировском районе Ленинградской области»;
«Об организации противоэпидемических мероприятий в условиях неблагополучия по энтеровирусной инфекции на территории Ленинградской области»;
«О мерах по упорядочению реализации бахчевых культур на территории Ленинградской области».
В целях соблюдения основных принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, указанных в ст.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ, Управлением с 2009 по 2013 год заключено и действуют 303 Соглашения о взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Ленинградской области, органами
местного самоуправления, институтами гигиенического и эпидемиологического профиля, общественными объединениями и организациями. Соглашения, прежде всего, предполагают взаимный обмен информацией и проведение совместных мероприятий, в том числе и надзорных.
Продолжена реализация комплекса мероприятий по выполнению Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от № 294-ФЗ, а также реализация существенных изменений законодательства, внесенных Федеральным законом от 19.07.201 1 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О техническом регулировании», Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Техническими регламентами Таможенного союза, административными регламентами Роспотребнадзора.
В общей структуре, проведенных в 2013 году в рамках Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от № 294-ФЗ, проверок, плановые проверки составляют - 46,8%, внеплановые проверки - 53,2% (в 2012 году - плановые проверки составляли 42%, внеплановые проверки - 58%; в 2011 году плановые проверки составляли 44%, внеплановые проверки- 56,8%).
Таким образом, в отчетном периоде структура проверок, за исполнением хозяйствующими субъектами санитарного законодательства имеет тенденцию к дальнейшей оптимизации (табл. 2.1.1).
Таблица 2.1.1. Структура надзорных мероприятий |
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | |||
Кол-во | % | Кол-во. | % | Кол-во | % | |
Плановые проверки | 772 | 44 | 760 | 42 | 956 | 47 |
Внеплановые проверки | 994 | 56 | 1015 | 58 | 1085 | 53 |
Всего проверок | 1766 | 100 | 1775 | 100 | 2041 | 100 |
В 2013 году проверена деятельность 3182 юридических лица и индивидуальнь[ предпринимателей, что составило 26% от общего количества юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территорию Ленинградской области, деятельность которых подлежит государственном; санитарному контролю (надзору) (2012 г- 25%; 2011 г - 22,7%). От общего количества
проверенных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей 53% относятся к субъектам малого предпринимательства, что связано с общей структурой хозяйствующих субъектов в Ленинградской области.
В ходе проведенных плановых проверок выявлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства в 89,4% случаев (табл. 2.1.2).
Таблица 2.1.2. Результативность плановых проверок |
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Количество плановых проверок | 772 | 760 | 956 |
из них с выявленными нарушениями | 697 | 681 | 855 |
(%) | 90,3 | 89,6 | 89,4 |
Нарушения санитарного законодательства выявлены при проведении 493 внеплановых проверок, что составляет 45,4 % от общего числа проведенных внеплановых проверок, 2012 г. - 41,3% (табл. 2.1.З.).
Таблица 2.1.3.
Результативность внеплановых проверок
Показатели | 201 1 г. | 2012г. | 2013 г. |
Количество внеплановых проверок | 994 | 1045 | 1085 |
из них с выявленными нарушениями | 602 | 432 | 493 |
(%) | 60,5 | 41,3 | 45,4 |
В анализируемом периоде как видно из представленных данных имеется незначительное снижение количества внеплановых проверок по проверке предписаний по сравнению с уровнем 2012 года на 5 %, а также, снижение % исполнения предписаний на 3,4% по сравнению с уровнем 2012 года (табл. 2.1.4 - 2.1.5).
Таблица 2.1.4. Динамика результативности исполнения предписаний |
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Количество внеплановых проверок по проверке предписаний | 559 | 722 | 687 |
из них количество внеплановых проверок по проверке предписаний по которым предписания исполнены | 371 | 520 | 471 |
(%) | 66 | 72 | 68,6 |
Таблица 2.1.5. Результативность внеплановых проверок без учета внеплановых проверок по проверке предписаний, по которым предписания выполнены |
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Количество внеплановых проверок | 623 | 525 | 614 |
из них с выявленными нарушениями | 602 | 432 | 493 |
(%) | 96 | 82 | 80 |
Всего в отчетном периоде 2013 года выявлено при проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю 9918 нарушений санитарного законодательства, рост выявленных нарушений санитарного законодательства по сравнению с уровнем 2012 года составил 1,9%, по сравнению с уровнем 2011 года 48% (табл. 2.1.6).
Таблица 2.1.6.
Выявление нарушений санитарного законодательства при проведении мероприятий
по контролю
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Количество выявленных нарушений санитарного законодательства | 6707 | 9732 | 9918 |
Количество проведенных проверок | 1766 | 1775 | 2041 |
Количество правонарушений в рамках 1 проверки | 3,8 | 5,5 | 4,8 |
На основании выявленных нарушений требований санитарно- эпидемиологического законодательства должностными лицами Управления составлено 3217 протоколов (2012 г — 3069 протоколов, в 2011 - 3092 протокола).
В 2013 году Управление активно взаимодействовало с прокуратурой Ленинградской области и межрайонной природоохранной прокуратурой.
В течение года Управлением вынесено 3221 постановление о назначении административного наказания, в т.ч. по материалам, поступивших из правоохранительных органов (в 2012 г.- 3347, в 2011 - 3280 постановлений).
В ходе проверок в течение 2013 г. по фактам выявленных нарушений накладывались административные наказания преимущественно в виде административного штрафа (табл. 2.1.7.).
Таблица 2.1.7.
Вынесенные постановления о назначении административного наказания в виде
административного штрафа
Показатели | 201 1 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Количество | 3161 | 3209 | 3188 |
Доля от общего числа вынесенных постановлений о назначении административного наказания (%) | 96,4 | 95,9 | 98,9 |
Всего наложено 3188 административных штрафов за нарушения в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе на граждан - 52 (1,6%), на должностных лиц - 1887 (59%), на индивидуальных предпринимателей - 273 (8,6%), на юридических лиц - 976 (30,6%). Удельный вес штрафов, наложенных на юридических лиц, составил 30,6% (2012 г - 27,9%. 2011 г. - 24,5%).
Управлением при вынесении постановлений о привлечении к административной ответственности за выявленные нарушения санитарного законодательства также применялась санкция в виде предупреждения. В 2013 году было вынесено 19 предупреждений (табл. 2.1.8).
Таблица 2.1.8.
Вынесенные постановления о назначении административного наказания в виде
предупреждения
Показатели | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. |
Количество | 119 | 138 | 19 |
Доля от общего числа вынесенных постановлений о назначении административного наказания (%) | 3,6% | 4,1% | 0,6% |
|
Таким образом, в 2013 году имеет место существенное снижение применения такой меры как предупреждение, на 72% к уровню 2012 года при сохраняющейся тенденции роста привлечения к административной ответственности юридических лиц: 2013г. - 976 постановлений (30,6%), 2012 г. - 920 постановлений (27,5%), 2011 г- 801 постановление (24,4%).
Наибольший удельный вес привлечений к административной ответственности в 2013 году, так же как и в 2012 году, приходится на два вида деятельности: деятельность в области здравоохранения, предоставления коммунальных, социальных и персональных услуг - 26,8% (2012 г - 29,1%) и деятельность детских и подростковых учреждений - 40,5% (2012 г.-39,2%).
По вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия в 2013 году наиболее часто применялись ст. 6.4 6.3, 6.7, 6.6, 6.5, 8.2, 8.5. Применение ст. ст. 8.42 ч.2, 7.2 ч.2, 6.7 ч.2 КоАП РФ в совокупности составляет 1,1% (табл. 2.1.9.).
Таблица 2.1.9. Вынесенные постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа по ст. КоАП РФ |
Статьи КоАП РФ | 201 1 г. | 2012 г. | 2013 г. |
ст. 6.4 КоАП РФ | 896 (28,3%) | 1005 (31,3%) | 955 (30,0%) |
ст. 6.3 КоАП РФ | 999 (31,6%) | 895 (27,9%) | 763 (24,0%) |
ст. 6.7 КоАП РФ | 373 (1 1,8%) | 515 (16%) | 657 (20,6%) |
ст. 6.6 КоАП РФ | 380 (12%) | 464(14,5%) | 421 (13,2%) |
ст. 6.5 КоАП РФ | 150 (4,8%) | 178 (6,6%) | 217(6,8%) |
ст. 8.2 КоАП РФ | 134 (4,2%) | 119(3,7%) | 94 (2,9%) |
ст. 8.5 КоАП РФ | 7 (0,2%) | 16(0,5%) | 47(1,5%) |
ст. 8.42 ч.2 КоАП РФ | 9 (0,3%) | 7 (0,2%) | 18(0,6%) |
ст. 7.2 ч.2 КоАП РФ | 3 (0,1%) | 6(0,18%) | 3 (0,1%) |
ст. 6.7 ч.2 КоАП РФ |
| 4 (0,12%) | 13 (0,4%) |
ст. 14.4 ч.2 КоАП РФ | 210 (6,7%) |
|
|
Отмечается снижение удельного веса применения ст. 6.3 КоАП РФ на 3,9% в сравнении с 2012 годом, на 7,6% в сравнении с 2011 годом.
Имеет место рост привлечений к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ (2011 г. - 373 постановлений; 2012 г. - 515; 2013 г. - 657), по ст. 8.5 КоАП РФ (2011 г. - 7 постановлений; 2012 г. - 16; 2013 г. - 47); по ст.6.5 КоАП РФ (2011 г. - 150 постановлений; 2012 г. - 178; 2013 г. - 217).
Значительно выросло число мер административного воздействия за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения. Количество постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 6.7 КоАП РФ увеличилось на 142 (4,6%) в сравнении с 2012 годом и на 284 постановлений (8,8%) в сравнении с 2011 годом.
На высоком уровне продолжает оставаться число мер административного воздействия за нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населения. Применение ст. 6.6 КоАП РФ увеличилось в 2013 году на 1,2% в сравнении с 2011 годом.
За нарушения требований санитарного законодательства в 2013 году было наложено административных штрафов на сумму 20 млн. 664,2 тыс. руб. что больше на 2 млн. 191,4 тыс. руб. (11,9%) чем в 2012 году (18 млн. 472,8 тыс. руб.) и больше на 3.млн. 261,7 тыс. руб. (18,7%) чем в 2011 году (17 млн. 402,5 тыс. руб.).
Сумма взысканных административных штрафов в 2013 году составила 19 млн. 659,7 тыс. руб. - 95,1%, в 2012 - 16 млн. 841,5 тыс. руб. - 91,2%, в 2011 - 17 млн. 128,4 тыс. руб. (98,4%). Немаловажно, что удельный вес суммы взысканных штрафов превысил 90%.
Руководствуясь ст. 29.13 КоАП РФ в 2013 году было вынесено 3092 представления, что составляет 97,6% от числа постановлений о привлечении к административной ответственности вынесенных в отношении хозяйствующих субъектов, должностных лиц (без граждан). В 2013 году удельный вес применения ст. 29.13 КоАП РФ увеличился на 3,6% в сравнении с 2012 годом, на 13,6% в сравнении с 2011 годом.
Должностными лицами Управления в 2013 году было возбуждено 417 дел об административных правонарушениях, направленных по подведомственности на рассмотрение в суд. Количество дел, направленных в суды, уменьшилось на 24 (на 5,4%) в сравнении с 2012 г. (441 материал), и увеличилось на 34 дела (на 8,8%) в сравнении с 2011 г. (383 материала).
Доля дел о привлечении к административной ответственности, по которым судами принято решение о назначении административною наказания от общего числа дел о привлечении к административной ответственности, направленных на рассмотрение в суды в 2018 году составила 84,9% (354 постановления), в 2012 - 61,5% (271 постановление), в 2011 69% (265 постановлений). Количество вынесенных постановлений суда выросло на 83 (на 30,6%) в сравнении с 2012 г. и увеличилось на 89 (на 33,6%) в сравнении с 201 1 г.
По результатам рассмотрения административных дел, возбужденных Управлением, судами выносились постановления о привлечении к административной ответственности в виде предупреждений: в 2013 г. 7 (2%), в 2012 г. - 10 (4%), в 201 1 г. - 29 (11%); в виде штрафов: в 2013 г. - 307 (86,7%), в 2012 227 (83,8%), в 201 I г. 193 (72,8%); в виде административного приостановления деятельности: в 2013 г. 40 (1 1,3%), в 2012 - 33 (12,2%), в 201 1 - 32 (12%). Таким образом, произошло увеличение доли штрафных санкций вынесенных судами на 2,9% в сравнении с 2012 годом и увеличение на 13,9% в сравнении с 2011 годом.
В 2013 году Управлением было подано 65 исков в суд о защите неопределенного круга лиц в связи с выявленными нарушениями санитарного законодательства, в том числе деятельности:
- в области здравоохранения - 4, сбора и очистки воды - 8, распределения воды - 14, удаления сточных вод - 2, удаления отходов и аналогичной деятельности — 1, по предоставлению персональных услуг - 1, детских и подростковых учреждений - 4, по производству пищевых продуктов, общественного питания и торговли пищевыми продуктами - 7, промышленных предприятий - 6, прочие виды деятельности - 18.
Судами рассмотрено 26 исков, из них удовлетворены требования по 23 искам. Таким образом, доля исков, удовлетворенных судом, в 2013 году составляет 88,5%.
В 2012 году Управлением было подано в суд, рассмотрено и удовлетворено 2 иска. В 2011 году подобные иски в суд не направлялись.
Управлением выносилось 3 постановления о направлении в правоохранительные органы материалов для возбуждения уголовного дела в 2013 году. Районной прокуратурой возбуждено 3 уголовных дела. В 2011, 2012 гг. подобные постановления не выносились.